Авторы проектов пяти новых станций метро о том, как москвичи повлияли на их облик - Московская перспектива
Авторы проектов пяти новых станций метро о том, как москвичи повлияли на их облик

Авторы проектов пяти новых станций метро о том, как москвичи повлияли на их облик

Авторы проектов пяти новых станций метро о том, как москвичи повлияли на их облик
Авторы проектов пяти новых станций метро о том, как москвичи повлияли на их облик
На прошлой неделе запущены в работу пять станций – на Калининско-Солнцевской линии это «Аэропорт «Внуково» и «Пыхтино», на Люблинско-Дмитровской - «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Все пять станций строили под руководством народного архитектора, главного архитектора «Института «Мосинжпроект» Николая Шумакова. Проект первых двух станций разработали в мастерской главного архитектора АО «Метрогипротранс», члена Правления Союза московских архитекторов Леонида Борзенкова, над тремя станциями «салатовой ветки» работала команда члена Союза московских архитекторов и член-корреспондента Российской Академии Художеств Александра Некрасова. Мастера поделились с «Московской перспективой» впечатлениями о том, как продвигались эти уникальные проекты и как в проектировании некоторых станций оказались задействованы далекие от архитектуры москвичи.

Улыбающиеся авиаконструкторы
У каждой из открывшихся станций свое предназначение и история, все они долгожданные и их запуск облегчит жизнь тысячам горожан. Но, безусловно, главной градостроительной премьерой можно считать «Аэропорт «Внуково». С ее открытием «Внуково» становится первой в России воздушной гаванью, до которой можно добраться на метро. И это первый в России аэропорт, куда можно доехать как наземным, так и подземным рельсовым транспортом. Обычно к таким объектам протянута либо ветка для электричек, либо, что намного реже – метро. Во «Внуково» теперь есть и аэроэкспресс, и метро.

Станцию проектировал Леонид Борзенков. И это вполне логично – ранее его команда работала над обликом терминала А и станцией аэроэкспресса. И кому, как не этому творческому коллективу было завершать этот ансамбль. «Мы решили продолжить архитектурную концепцию терминала и завершить композицию уникального транспортного узла «Внуково». Новая станция – это еще одни ворота аэропорта, приглашающие путешественников в воздушную гавань», - рассказывает архитектор.

10_2.jpg

Пассажиров встречают портреты главных авиаконструкторов, отца и сына, Андрея Николаевича и Алексея Андреевича Туполевых, расположенных на торцевых стенах двухсветного пространства при входе на станцию. Леонид Борзенков отмечает, что было принято принципиальное решение – изображения должны быть максимально неформальными, не «парадными».
«Мы не хотели официальных портретов, которые бы выглядели как «доска почета». Мы не хотели делать застывшие изваяния, решили, что дадим почувствовать вдохновение на лицах конструкторов, подчеркнем их творческое начало, а не просто укажем должность», И получилось, на мой взгляд, отлично. Вы прилетаете в российскую столицу и в самом красивом метро в мире вас встречают неформальные, теплые лица людей, которые проектировали самолеты. Это сразу задает ощущение, что вы в пространстве, наполненном жизнью, а не пришли в мемориал.» - рассказывает архитектор.

Но найти нужные фото оказалось нелегко, конструкторы жили в эпоху официальных портретов, но нужные снимки все же отыскали и согласовали их использование в качестве прототипов изображения с внуком и сыном авиаконструкторов Туполевых.

Обращение конструкторского бюро
Две последние станции Калининско-Солнцевской линии посвящены авиационной тематике – во «Внуково» основной темой стали гражданские самолеты КБ «Туполева», в «Пыхтино» - вся линейка самолетов марки «Ту». Но столь, казалась бы, органичная идея возникла не сразу. С концепцией «Аэропорта «Внуково» определились еще на старте – сказался и предыдущий опыт и то, что аэропорт носит имя авиаконструктора. Но с «Пыхтино» все было не столь очевидно: это загородная предпоследняя станция с малознакомым для большинства названием. Была мысль продолжить авиационную тематику – над станцией идут на посадку и взлетают самолеты, прилегающие улицы названы в честь летчиков и авиаконструкторов. Но не было основной идеи, при том, что по объемно-планировочному решению станция получалась интересная и необычная: одна из путевых стен – стеклянная с панорамным видом, поезд на станции выходит из-под земли и далее уходит на эстакаду, идущую над долиной реки. Уникальный ландшафт хотелось задействовать максимально.

10_3.jpg

И тут помог случай. Из мэрии пришло письмо, в котором коллектив конструкторского бюро Туполева просит отразить в облике станций деятельность бюро, которое к тому времени готовилось отметить вековой юбилей. И пазл, как говорится, сложился.
«Мы подумали, что это прекрасная идея – сделать из двух станций ансамбль, посвященный знаменитому конструкторскому бюро. Сам Бог велел построить не просто станцию, а разместить в ней экспозицию истории самолетов Туполева. На путевой стене у нас появилась своеобразная временная лента – разместили на ней рисунки с чертежей всей линейки как гражданских, так и военных, самолетов, разработанных в бюро – от ТУ-2 до ТУ-204, в работе над изображениями самолетов мы тесно сотрудничали с КБ «Туполев».», - рассказывает Леонид Борзенков.

Главным акцентом станции стал макет самолета ТУ-144, парящий в пространстве воронки атриума над эскалатором, которое по масштабу можно назвать храмом авиации. Макет выполнен из алюминия в масштабе 1:10. Он изготовлен по всем правилам авиационной техники, его создали в макетной мастерской бюро имени Туполева, где собирают прототипы настоящих лайнеров. Самолет облачен в ливрею «Аэрофлота» – в той расцветке, в которой эксплуатировался. Результатами работы над ансамблем команда довольна. Авторам удалось реализовать главную новаторскую мысль - в художественном оформлении проекта реализовалась не только изобразительная функция, но и познавательная. «Станции вышли ударными, хотя формально они на окраине города, на конце ветки», - подытоживает Леонид Борзенков.

Гимн юбилейной Москве
Испытал настоящее наслаждение от работы над объектами «салатовой ветки» и мэтр российской архитектуры, построивший в Москве не один десяток станций, академик, Президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, профессор МАрхИ Николай Шумаков. На станции «Яхромская» мастер применил уже отработанный на «Электрозаводской» прием – вдоль путевой стены установили гигантское панно.

«Когда к нам пришла эта станция, нигде не фигурировало название «Яхромская», везде значилось «800-летие Москвы». И мы откликнулись на это название. – поясняет Николай Шумаков. - А что это? Это 1947 год, послевоенная столица. Еще не утихла безумная эйфория от Победы. Хоть и тяжело, но страна и город готовятся к индустриальному рывку. Уже принято решение о строительстве высоток и заложены символичные камни. И город широко праздновал юбилей столицы – повсеместные танцы, милиционеры в парадной форме, всюду цветы, транспоранты. И фотоматериала по этой теме море – как в интернете, так и в Главархиве, куда отправились ребята из моей команды».

10_4.jpg

Ранее архитектору очень понравилось сотрудничество с Александром Рукавишниковым, создавшим панно на «Электрозаводской». На новом объекте решено было снова работать вместе. Единственное, на «Электрозаводской» высота панно вдоль путевой стены была 8 метров, а на «Яхромской» – пять. «Но все равно это гигантское пространство. Полотна Рукавишников выполнил в одной технике, за исключением того, что на «Электрозаводской» было стекло, а на «Яхромской» металл. Но техника не изменилась. В масштабе 1:10 он делает панель размером 50 сантиметров на 16, 2 метра – она разбита на элементы, и на них наносится изображение. Потом эти панели сканируются на техническом сканере и отправляются на завод «Албес» в Видное, где изготавливают уже полномасштабное панно. В этот раз его смонтировали на станции всего за неделю. И я очень доволен результатом».

Архитектор отмечает, что любит со стороны наблюдать за реакцией строителей. «Строители буквально млели, когда его смонтировали. На «Электрозаводской» сюжет немного абстрактный – кони и прочие звери. А здесь все понятно и узнаваемо – послевоенная праздничная Москва во всех ее проявлениях. Большой театр, пионеры, танцы под баян. Мы выбрали бело-красную гамму: Москва изначально белокаменная, а красный – это атрибут праздника. По моим ощущениям – объект состоялся», - гордится результатами Николай Шумаков.

Делегация из Физтеха
Как и в случае с «Пыхтино», на облик «Физтеха» повлияло «письмо мэру». В буквальном смысле. «Когда наступил предпусковой период, ко мне пришла делегация от ректората Физтеха. Потрясающие, умные и очень приятные люди попросили их подключить к оформлению, как-то интегрировать в станцию символику вуза. Я лишь развел руками, объяснил, что подобные предложения можно было реализовать год назад, а сейчас давно утвержденный проект уже в стройке, и процесс пошел. В шутку сказал, что ситуацию спасет «лишь письмо мэру». И знаете, они написали! И очень быстро пришел ответ с разрешением внести возможные на той стадии изменения», - вспоминает архитектор.

В итоге на станции появится символ Физтеха, так называемый импульс. Его интегрировали на платформенные стены, он указывает направление движения. У каждой скамьи появятся портреты великих физиков – портреты и описание предоставили в вузе. Плюс витраж вестибюля исписали формулами. Чуть позднее физтеховский импульс появится и между наземными вестибюлями. Уже заказана 25-метровая стела – она будет указывать направление к учебным корпусам. Николай Шумаков обещает, что это будет образец монументального искусства.

«Все три станции получились замечательными. Работы шли в непростые времена. Безумно жаль, что до символичного перерезания ленточки и запуска не дожил наш многолетний коллега и соратник Александр Некрасов, скоропостижно скончавшийся от тяжелой болезни. Он вложил много сил во все эти три объекта и в том, что в итоге увидят москвичи, немало и его заслуг», - отметил Николай Шумаков.