Большое кольцо ускоряет столицу - Московская перспектива

Большое кольцо ускоряет столицу

Большое кольцо ускоряет столицу
Большое кольцо  ускоряет столицу
Одним из главных приоритетов градостроительной политики, обозначенных мэром Москвы Сергеем Собяниным еще десять лет назад, стало комплексное развитие столицы с упором на транспортное строительство, и в первую очередь метро – как самого быстрого, удобного и популярного общественного транспорта

Принятая в 2011 году программа метростроения является крупнейшей за всю историю столичной подземки: в последнее десятилетие темпы сооружения метро в пять раз превышают те, что были в советские времена, а по скорости, интенсивности и плотности его строительства Москва занимает лидирующие позиции в мире. Но колоссальные усилия и ресурсы на развитие метро были брошены не в погоне за высокими рейтингами, а для того чтобы москвичам и гостям столицы было удобнее передвигаться по городу. Стройкомплекс Москвы прилагает все усилия для того, чтобы метро в шаговой доступности обеспечить 90% населения. Достичь этого обозначенного мэром Москвы Сергеем Собяниным целевого показателя должны к 2025 году.

За 10 лет в столице введено 116 км линий, 56 станций и 10 электродепо. Миллионы москвичей, получившие станции метро рядом с домом и работой, стали существенно экономить время в поездках, снизилась нагрузка на сам метрополитен и на столичные дороги. Только в 2020 году введено 15,6 км новых линий и шесть станций: пять («Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная») – второго участка Некрасовской линии и станция «Лефортово» северо-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ). А до конца года будут достроены еще три станции БКЛ: «Электрозаводская», «Карамышевская» и «Улица Народного Ополчения». Высокие темпы и объемы метростроения сохранятся и в ближайшие годы: 38,5% объема финансовых средств, заложенных в Адресной инвестиционной программе (АИП) города Москвы на 2021–2023 годы, выделено именно на эти цели. В течение трех лет планируется построить 58,1 км новых линий, 25 станций и четыре электродепо.

Ключевым проектом является завершение к 2023 году строительства Большой кольцевой линии – самого протяженного в мире (70 км, 31 станция) метрокольца, которое свяжет периферийные районы Москвы и разгрузит станции в центре города. Шаговый доступ к новым станциям БКЛ получат 3 млн москвичей, проживающих в 34 районах. После открытия движения по всему кольцу у пассажиров появятся новые маршруты передвижения по столице, а время в поездках сократится вдвое. С БКЛ можно будет сделать пересадки на 20 станций 11 радиальных линий метро, три остановочные платформы МЦК и 13 – МЦД. До конца 2021 года будет завершено строительство нового 9-километрового западного участка БКЛ с четырьмя станциями, на двух из которых – «Терехово» и «Кунцевской» – в настоящее время осуществляется устройство монолитных конструкций, а на «Улице Народного Ополчения» и «Карамышевской» уже ведутся архитектурно-отделочные работы и монтируются инженерные системы: до конца года эти станции будут готовы принимать пассажиров.

Примечательно, что новые станции, в том числе и Большого кольца, отличаются своей индивидуальностью благодаря тому, что к их оформлению привлекаются лучшие архитекторы и дизайнеры – победители проводимых в Москве международных конкурсов на разработку архитектурного облика станций метро. Эти конкурсы были возобновлены в 2014 году по инициативе мэра Сергея Собянина после почти 50-летнего перерыва. Среди победителей конкурсов – известные российские и зарубежные архитектурные и дизайн-бюро, в том числе и с мировым именем. Такие как, например, знаменитая компания Zaha Hadid, ставшая победителем конкурса на проектирование станции БКЛ «Кленовый бульвар 2», ключевым элементом светового дизайна которой станет «Будущее»: специалисты придумали схему освещения пространства без видимых источников света.

Оригинальное архитектурное решение воплотят на станции «Карамышевская», где на платформе появится 3D-потолок. А интерьеры станции «Воронцовская» будут связаны с космической тематикой, где потолок, по задумке дизайнеров, напомнит Млечный Путь. Помимо реализации масштабного проекта – БКЛ, завершить который планируется до конца 2022 года, в планах столичных властей на ближайшие годы также значится и продление действующих радиальных линий. Так, Солнцевский радиус желтой ветки метро, семь новых станций которого открылись в 2018 году, дойдет до международного аэропорта «Внуково». Открытие новых станций кардинально улучшило транспортное обслуживание жителей районов Раменки, Солнцево, Новопеределкино и ряда других, где метро ждали тридцать и более лет.

Будет построен новый 5,2-километровый участок от «Рассказовки», являющейся пока конечной, до «Внуково» с промежуточной станцией «Пыхтино» в районе одноименной деревни и жилого комплекса «Солнцево парк». В итоге Калининско-Солнцевская линия станет самой длинной веткой московского метро, а «Внуково» – первыми воздушными воротами страны, имеющими свою собственную станцию метро, которую интегрируют в инфраструктуру аэропорта. От этого выиграют и пассажиры, и встречающие, и провожающие, и сотрудники аэропорта и базирующихся там авиакомпаний. Добраться до «Внуково» из любой точки Москвы можно будет, не используя наземный транспорт, а значит, стоять в пробках больше не придется. Улучшится и транспортное обслуживание поселений, расположенных вдоль Киевского и Боровского шоссе: при поездке в центр города и обратно жители смогут экономить 15–20 минут.

Станет длиннее и Сокольническая линия: ее продлят до Потапово, где планируется построить станцию «Новомосковская». Еще в прошлом году на этой красной ветке появились четыре новые станции, построенные на 12-километровом участке от «Саларьево» до «Коммунарки»: «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Скоростной общественный транспорт в пешеходной доступности получили жители деревень Картмазово, Прокшино, а также крупнейшей «точки роста» новой Москвы – Коммунарки. Теперь они ежедневно экономят в поездках до 40 минут. Появление нового участка метро позволило разгрузить сразу несколько станций: на 14% снизилась нагрузка на «Саларьево», на 17% – на «Теплый Стан» и «Рассказовку», на 19% – на «Бунинскую аллею». Частично освободились и магистрали – Калужское и Киевское шоссе, а также юго-западный участок МКАД. Продление красной ветки до Потапово заметно улучшит транспортное обслуживание жителей Новомосковского округа и района Южное Бутово, где проживают и работают почти 70 тысяч человек, а также новых кварталов Коммунарки, где идет активное строительство жилья, социальной инфраструктуры и где будут созданы новые рабочие места.

В планах московских строителей на ближайшие три года – огромный пласт работ на Люблинско-Дмитровской линии, причем сразу на двух ее радиусах: южном и северном. На первом – между «Печатниками» и «Кожуховской» – появится новая станция «Южный порт». Она станет обслуживать строящиеся и новые районы на территории одноименной реорганизуемой промзоны. Для метростроителей это нелегкий труд, ведь возводить станцию на действующей линии, по которой осуществляется регулярное пассажирское движение, всегда сложнее, чем строить станционные комплексы на новых участках. Впрочем, подобный опыт для них не первый: достаточно вспомнить строительство станций «Спартак» или, скажем, «Беломорская», которыми уже давно пользуются пассажиры. А на северном радиусе салатовой ветки развернуты активные работы на участке от «Селигерской» до «Поселка Северный» («Физтеха») протяженностью шесть километров.

В настоящее время от «Лианозово» в сторону «Физтеха» началось строительство правого перегонного тоннеля. С вводом трех станций нового участка, а именно «Улицы 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Поселка Северный» («Физтех»), шаговый доступ к метро получат более 170 тысяч москвичей, проживающих в районах Восточное Дегунино, Бескудниковский, Лианозово и поселок Северный, на границе которого расположен один из ведущих вузов страны – МФТИ, «Физтехпарк», резидентами которого стали уже порядка 50 IT-компаний, а также крупный спортивный комплекс – Центр современного пятиборья. С вводом нового участка метро добраться до центра города из этих районов можно будет как минимум на 20 минут быстрее, чем сегодня. Разгрузится Дмитровское шоссе и прилегающие к нему улицы, а также соответствующий участок МКАД. А станцию «Лианозово» интегрируют с одноименной железнодорожной платформой МЦД-1 и остановками наземного общественного транспорта. ®