«Буллинг» за одежду. Почему внешний вид остается причиной конфликтов между школьниками

«Буллинг» за одежду. Почему внешний вид остается причиной конфликтов между школьниками

«Буллинг» за одежду. Почему внешний вид остается причиной конфликтов между школьниками
«Буллинг» за одежду. Почему внешний вид остается причиной конфликтов между школьниками Фото: pixabay
В Москве до сих пор бьют за одежду, и, как правило, это происходит в среде школьников. Поводом для конфликтов может стать «необоснованный» дорогой бренд или подделка под известный лейбл. Корреспондент «МП» поговорила с московскими школьниками и узнала у них, почему одежда в Москве вызывает так много агрессии

Модное наследие

В памяти многих осталась эпоха расцвета контркультур в Москве, когда в конце девяностых-начале нулевых подростки разделились на панков, рэперов, скинхедов, хиппи и десяток других течений. Между этими группировками нередко случались конфликты, их вкусы различались в музыке, философии и одежде. Но объединяло другое — подростки боролись с узостью взглядов, непрекращающимся пост-советским застоем и банальной серостью, которая сохранялась в стране после перестройки. То есть били друг друга не столько за одежду, сколько за систему взглядов. Правым скинхедам не нравились дреды, «левым» панкам не нравились скинхеды, потому что «они фашисты», а панков недолюбливали рэперы, так как те «выглядят как бомжи, а музыка отвратительная». И так далее.

Взаимные претензии существовали у всех, и было очень сложно не приобщиться к тому или иному течению. По дворам и школьным коридорам гуляли байки, которые подогревали интерес к субкультурам. Все это, конечно, не имело ничего общего с действительностью.

Прошло совсем немного времени, и теперь мы даже не видим той точки, когда наше общество из этого выросло. И о веселых временах бурной молодости напоминают еле заметные дырочки от пирсинга на лице, фотографии в пыльном фотоальбоме и старые композиции. Мир изменился, но кое-что осталось неизменным: люди по-прежнему проявляют агрессию друг к другу. И пусть теперь молодежь выглядит не так разношерстно, у нее все равно есть вопросы к внешнему виду друг друга.

vandalism-1497932_1280.jpg

Выживает стильнейший

Молодежь в Москве любит красиво одеваться. Но мода часто меняется, и если раньше одна модель джинсов была актуальной на протяжении десятилетия, то сейчас, помедлив месяц с покупкой, ты уже опоздал.

Увлекаться модой и брендовой одеждой стоит всерьез, или не стоит вообще. Потому что если в эпоху субкультурной войны могли избить за футболку с неугодной музыкальной группой, то в 2019 году бьют за неправильный бренд или его дешевую копию.

Елисею 15 лет, он отличник, профессионально занимается хоккеем и носит кроссовки за ₽40 тыс. Елисей делит школьных модников на несколько видов. «Есть жапанисты (от слова Japan), они увлекаются японской модой — все технологичное, немного странное, эти люди относятся к отдельной группе и коллекционируют вещи определенных брендов. Есть так называемые офники —  тут уже все проще: Stone Island, Ralph Lauren, или классика — Louis Vuitton, Rick Owens и Burberry. Но к какой бы группе ты не относился, выше всего ценятся коллаборации, — считает он. — Когда два каких-нибудь именитых бренда сходятся и делают вещь, то это «бомба». Многие люди готовы не только отдать круглую сумму за новинку, но и по-настоящему охотиться за ней: участвовать в конкурсах, писать песни, бегать по городу в странном костюме».

Елисей думает, можно быть модным и покупая масс-маркет, но понимает, что можно выглядеть нелепым, бездумно нарядившись в дорогие бренды.

bullying-679274_1280.jpg

Отвести за гаражи

Алена живет в неполной семье, ее воспитывает мама одна. В 12 лет, когда школьница вошла в пубертат, у нее возникла естественная потребность выглядеть «классно», чтобы влиться в коллектив девочек, которые похожи на американских школьниц из Instagram, — чтобы нравиться мальчикам и получать свою законную долю внимания сверстников. При зарплате ₽40 тыс. маме было сложно выделять крупные суммы на имидж дочери. Поэтому они нашли выход — купили копию модной футболки Supreme, которая стоила в восемь раз дешевле. Девочка была счастлива, ведь теперь она чувствовала себя потрясающей. Но через неделю, когда Алена шла к подруге, ее окликнул незнакомый голос. Алена обернулась: в нескольких метрах от нее шла компания подростков. Это были мальчики и девочки чуть старшего возраста, им было примерно 16-17 лет, вспоминает Алена. Причиной их реплик оказалась футболка с кричащей надписью. «А ну, постой, чего ты уходишь!»

Далее кто-то схватил 12-летнюю Алену и потащил ее за гаражи. Школьницу окружили и не давали вырваться.  Рассказывая эту историю, Алена не сдерживает слез, хоть это произошло год назад, она помнит все детали той злополучной встречи:

 — Они сказали мне, чтобы я показала им бирки. Стали разглядывать меня и говорить, что моя футболка — не оригинал бренда, а жалкая подделка. Я ответила, что я не богачка, чтобы носить оригинал. В ответ один парень плюнул в меня и сказал, чтобы я снимала футболку. Я отказалась, и это был ужас. Они хотели заставить меня раздеться на улице и идти дальше без футболки, в одном лифчике. Я отказалась и попыталась убежать, но другая девчонка толкнула меня на землю. Они стали говорить неприятные вещи про меня и про мою семью. Обзывали бомжихой, говорили, что я пожалею о том, что покупаю неоригинальные вещи… После удара в живот я так испугалась, что сняла футболку. Кто-то потушил о меня окурок, даже ожог остался…

Алена показывает маленькую точку на плече.

— Ты рассказала о произошедшем маме? Ты понимаешь, что эти подростки могли понести наказание за содеянное?

— Я им не стала говорить ничего, мне было стыдно и страшно. Эти ребята у нас считаются крутыми. Я просто испугалась.

person-1821412_1280.jpg

Такие истории — не редкость для Москвы

«Паль» – это подделка. И за нее «можно поплатиться». Но это не единственная модная причина для агрессии у молодежи.

Елисей рассказывает, что в его комьюнити очень не любят тех, кто носит российские бренды.

— «Юность», «Волчок» и «Спутник 1985» — это все бесвкусица, это не круто, — перечисляет он. — Если ты придешь в таком виде куда-то, где собираются настоящие модники, то тебя, скорее всего, не примут.

Это звучит довольно странно, но только не для Евгения, который учится в военной академии. Ему 20 лет, в свободное от устава время он одевается стильно, немного ярко. Чем и вызывает недоумение не только у обычных людей, но и со стороны модников.

— Мне, честно говоря, все равно на эти бренды. Просто хочу одеваться так, как одеваюсь. Мне нравится стиль отечественных брендов: немного мрачный, информативный. Эту одежду легко сочетать, да и стоит она дешевле, чем зарубежные бренды. Но был конфликт именно на почве того, что это якобы неправильная одежда.

 Подошли парни, стали спрашивать меня, зачем я ношу «Юность». Стали говорить, что это неприемлемо. Предложили отойти, разобраться. Но я не просто так в академии учусь… Кому какое дело, что я ношу?

Забавный факт, но некоторых звезд также можно упрекнуть в ношении неоригинальных вещей. Елисей показывает мне скриншоты со страницы в Instagram одной из российских певиц, у которой почти 20 млн подписчиков.

— Тут «паль», тут тоже кроссовки китайские, — оценивает звезду школьник. — Многие селебрити грешат этим! Еще и рекламируют эту одежду. Допустим, если у нее реклама стоит миллион рублей, то этот продавец продает так много подделки, что у него хватает денег на рекламу у нее! «Паль» — это всегда плохо. Во-первых, это неуважение к бренду. Надел «паль», значит, отнял у любимого бренда часть денег. Во-вторых, многие покупают кроссовки за  ₽10 тыс. , которые в другом магазине стоят  ₽15 тыс., и думают, что это им повезло, скидка просто. И носят их, даже не догадываясь, что купили подделку! С этим, конечно, надо бороться. Всеми возможными силами.

fashion-fashion-model-fashion-photography-2752045.jpg

Ресейл или секонд-хенд?

Распространенная практика — это перепродажа заветной вещи. Причем обмен и продажа может произойти всего через месяц после покупки. А зачем ее так долго у себя держать?  Никита, которому 16 лет, делится своими проблемами из мира ресейла:

— Бывает так, что покупаешь вещь у человека из другого города, он обещает, что вещь новая, ты переводишь деньги, а в итоге получаешь б/у, с катышками и растянутую. Таких недобросовестных продавцов вывешивают на доску позора в специальных группах в социальных сетях. Я часто продаю свои вещи. Также я делаю себе профессиональные фотосессии - я же не могу появляться [на них] постоянно в одной и той же одежде, поэтому брендовые вещи достаточно быстро приходится продавать.

Нередки случаи, когда неопытный продавец брендовой одежды приезжает в назначенное покупателем место и в итоге сам остается без одежды. Ее попросту крадут. На таких бессмысленно писать заявления, доказательств никаких, сетуют школьники. А вычислить их достаточно просто — они перебивают все ставки, предлагают очень выгодную высокую цену, и неопытный продавец, ослепленный удачей, готов приехать, куда попросит покупатель. Конечно, лучше всего назначать встречу в людном месте: в центре зала на станции метро или в кафе.

Старая песня о главном

20 лет назад, когда в Москве начался субкультурный бум, для тех, кто не желал оказаться в центре конфликта, выход был один — не причислять себя ни к какому движению. Сейчас ситуация остается такой же. Если вам по душе спокойствие и независимость — просто оставайтесь собой. И если для вас покупка брендовой вещи, стоимость которой равна вашей месячной зарплате, вызывает стресс, становится целью вашего существования на ближайшие месяцы, то подумайте еще раз, стоит ли оно того?

kotovich.jpg

Мнение психолога.

Татьяна Котович, детский и семейный психолог

Брендированные вещи — это внешний показатель успешности, взрослости, самодосточности. У подростков, в силу особенностей возраста, ощущение себя успешным чаще зависит от того, как они выглядят, а не от личных успехов и достижений в учебе, секциях и кружках.

У подростков всегда была и существует потребность в принадлежности к определенной группе, субкультуре. Это особенность возраста, дающая детям чувство защищенности и нужности. Содержание субкультуры подростков  зависит от моды и веяний времени. Если лет тридцать назад почиталась нестандартная музыка и увлечения, то сейчас мы имеем дело с общемировой тенденцией потребительства и культа вещей. Точно так же в начале века были особо модными, например, новый поэтический слог и смелые танцы, короткие прически и брюки у женщин.

Агрессивность, эмоциональная неустойчивость, скрытность, стремление образовывать группы — это тоже черты подросткового возраста, и то, что сегодня происходит с нашими детьми, это также неизменные признаки переходного периода.

Когда бренды и вещи возведены в образ наиболее желаемых целей,  подростки нацелены на их обретение. Еще одним качеством, которым отличаются дети подросткового возраста, является стремление к правде, как бы громко это ни звучало, поэтому они так жестко и относятся к тем, кто носит подделки.

Теги: #