Чем урбанистическое образование отличается от архитектурного

Как ты поступила в Вышку, как проходил этот процесс?
– Еще во время подготовки к поступлению я слышала, что архитекторам бывает сложно попасть на эту программу. Начала присматриваться к вузам зимой, параллельно работая над дипломом, тогда же и стартовала с подготовкой.
Варианты поступления, которые я рассматривала:
•Раннее приглашение: за победу в конкурсе автоматически дают 100 баллов при зачислении.
•Олимпиады («Я – профессионал», «Высшая лига») – шанс получить льготы.
•Стандартная подача в июле – вариант по умолчанию, если не сработают первые два.
У меня не получилось пройти олимпиады: на финальных этапах всегда чего-то не хватало. Раннее приглашение тоже не вышло – не хватило опыта в написании научных работ. В итоге сосредоточилась на обычной летней подаче.
С какими сложностями столкнулась:
•Научная работа для портфолио (требования есть в документе «Состав портфолио» на сайте). Диплом архитектора не подходил, пришлось писать работу почти с нуля, слегка «зацепив» тему диплома, чтобы было проще.
•Конкурсные сертификаты: только те, что связаны с направлением программы, архитектурные конкурсы не учитывались.
•Английский язык: тесты и аудирование оказались несложными, но требовали внимательности.
Что прошло гладко:
•Собеседование. Важно показать осознанность: заранее изучила вопросы, которые были указаны на сайте, рассказала о готовности к программе. Чувствовала себя уверенно.
•Мотивационное письмо. Четко прописала цели, бэкграунд, навыки и личные качества – без воды, но с акцентом на разносторонность.
Главный вывод: основная сложность для архитекторов – научные работы. Наша дипломная – это описание проекта, а не академическое исследование. Пришлось экстренно учиться структурировать мысли, работать с источниками и формулировать гипотезы. Без этого навыка – никуда. Однако из-за этого не стоит бояться сюда поступать. Преподаватели прекрасно понимают, что у всех разный навык работы с научными текстами, поэтому обучение начинается как раз с основ правильного текста.
Почему ты выбрала магистратуру Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ? Чем она тебя привлекла?
– Я очень хотела получить новые знания, новый опыт, близкий к архитектуре, но все-таки от нее отличающийся. В итоге прошла на бюджет в два главных вуза – это МАРХИ и ВШЭ – и по ряду причин выбрала второй. Главным страхом для меня при выборе университета была однотипность. Я боялась еще два года делать то же самое, изучать те же предметы, вместо того чтобы расширять область своих знаний.
Какие были ожидания от обучения, оправдались ли они? Как ты оцениваешь междисциплинарный подход к обучению в Высшей школе урбанистики? Насколько он эффективен?
– Я предполагала, что программа будет ближе к градостроительству из-за опыта работы с мастер-планами и разработки крупных объектов в архитектурных проектах. Думала, что учеба будет связана с планировкой районов, инфраструктурой и проектированием, как в моей предыдущей практике.
Сюрпризом стало, что первый курс посвящен не проектированию, а изучению нормативов, законов и социологических исследований. Мы погрузились в то, как формируются правила, влияющие на развитие городов, анализировали научные работы.
Первое время было непривычно: не хватало «архитектурной» конкретики. Зато позже я оценила гибкость программы: со второго семестра можно менять дисциплины, подстраивая обучение под свои интересы.
Междисциплинарный подход – это главный плюс ВШУ для меня. Междисциплинарность учит главному – языку коммуникации между разными профессиями. Например, на проектах в вузе мы объединяемся с теми, кто мыслит иначе: экономистами, социологами. Сначала было сложно, но постепенно учишься не только слушать, но и понимать логику других.
Что тебе нравится в процессе обучения? Какие навыки ты приобрела за время обучения в магистратуре? Какие предметы нравятся больше всего?
– Мне нравится атмосфера – открытость преподавателей. В университете, где я училась на бакалавра, чувствовалась четкая иерархия, а здесь все иначе. Преподаватели не отгораживаются «вертикалью», можно прийти с любой идеей или проблемой, и тебя не осудят, а выслушают. Даже если чего-то не понимаешь, не страшно. Это очень вдохновляет, ты не боишься ошибаться.
Что касается навыков, прорывом стала работа с QGIS на предмете «Методы пространственного анализа». Раньше я делала красивые, но бессмысленные карты как иллюстрации для презентаций. Теперь же вижу в них логику. Я научилась связывать информацию так, чтобы карты вели к конкретным выводам, которые повлияют на формирование концепции проекта.
Как обучение в ВШУ повлияло на твое профессиональное развитие и карьерные планы?
– Я стала более осознанно относиться к работе: теперь меня воспринимают не просто как архитектора, а как специалиста с нестандартным набором навыков. Например, на работе мне все чаще доверяют задачи по анализу данных и предпроектным исследованиям, с которыми я могу справиться достаточно быстро. А еще меня стали чаще подключать к комплексным проектам, которые не завязаны на разработке отдельного объекта, а включают комплексную работу со средой.
Какие сложности возникают в процессе обучения, как ты с ними справляешься?
– Мне плохо даются предметы вроде экономики или права. Образование архитекторов часто их обходит. Здесь же приходилось глубже вчитываться и заучивать отдельные тексты, чтобы удачно сдать экзамены или тесты. Меня очень выручают мои сокурсники в этом плане, так как мы все из разных сфер.
Как организована практическая подготовка в магистратуре? Достаточно ли возможностей для применения полученных знаний на практике?
– Почти все наши учебные работы основаны на реальных кейсах. Например, на курсе по экономике мы разбирали стратегию размещения магазинов «ВкусВилл» – анализировали их данные, документы, принимали решения, как в реальной жизни. Никакой абстракции, задачи всегда привязаны к конкретным цифрам, локациям, бизнес-процессам.Кроме того, у нас есть возможность в компаниях-партнерах. Вакансии предлагают прямо во время учебной практики. Если направление совпадает с твоими интересами, можно откликнуться – рассмотрят в приоритетном порядке.