Что происходит на рынке российских еврооблигаций - Московская перспектива
Что происходит на рынке российских еврооблигаций

Что происходит на рынке российских еврооблигаций

Что происходит на рынке российских еврооблигаций
Что происходит на рынке российских еврооблигаций
Ситуация этой осенью вызвала ажиотажный спрос на облигации. Главная причина – рост ключевой ставки Банка России до 15%, что вызвало падение цен на облигации и, соответственно, рост их доходности. Если ЦБ РФ поднимет ставку еще на 1–2%, то доходности облигаций с высоким кредитным рейтингом могут еще вырасти. Однако возникает вопрос, смогут ли корпорации обслуживать такой уровень долга?

Лет пять-семь назад только продвинутые инвесторы слышали о еврооблигациях – долговых бумагах, выпускаемых для международного рынка. Но как только ЦБ понизил ставки доходности по валютным вкладам, к ним стали проявлять интерес даже начинающие инвесторы. Их можно понять – облигации надежных российских корпораций с государственным участием могли приносить 6–8% в иностранной валюте – долларах или евро, в то время как валютные депозиты банков редко превышали 2–4%. Еврооблигации также выпускал и Минфин РФ.

Еврооблигацией считается долговая ценная бумага, размещаемая на международных финансовых рынках, внешних по отношению к стране эмитента. При этом обязательства эмитента перед инвесторами должны быть номинированы в валюте, отличной от валюты страны эмитента. Иными словами, такая облигация размещается вне юрисдикции какой-либо страны и предлагается инвесторам одновременно в нескольких странах, обычно – синдикатом крупнейших инвестиционных банков. Торгуются они обычно на межбанковском рынке, однако небольшая их часть также котируется на фондовых биржах Лондона и Люксембурга. Учетом обязательств и урегулированием позиций по этим и другим международным бумагам (американские депозитарные расписки, например) занимались две международные клиринговые организации – CLEARSTREAM и EUROCLEAR. Последняя даже открыла представительство в Москве – настолько был велик интерес российских инвесторов к покупке еврооблигаций.

Если первые лоты евробондов можно было купить только на очень крупные суммы – 100–200 тыс. долл. США, то впоследствии, в связи с ростом интереса к ним российских инвесторов Московская биржа нашла способ снизить порог вхождения на этот рынок до 5 тыс. руб. Кроме того, появились также и торгуемые на бирже фонды (ETF – Exchange Traded Funds), некий аналог
ПИФов, которые смогли обеспечить инвестиции мелких розничных инвесторов в евробонды.

В чем была привлекательность этого инструмента? Прежде всего он позволял захеджировать валютный риск облигации: и номинал, и купоны по ним выплачивались в иностранной валюте – долларах США, евро, иногда в швейцарских франках. Помимо этого еврооблигации имели доходность, как правило, выше валютных депозитов российских банков. Дело в том, что размещались они на рынках капитала стран Запада, где капитал – в избытке, а вот надежных долговых инструментов не хватает. Надежность обеспечивалась необходимостью получения кредитного рейтинга инвестиционного уровня как минимум двух международных рейтинговых агентств – Fitch, Moody’s и Standard &Poor’s. Показательно, что в странах Евросоюза депозиты надежных банков имеют доходность на уровне 1–2% в зависимости от уровня учетной ставки (сейчас, конечно, выше), а вот еврооблигации российского Тинькофф-банка при размещении давали доходность на уровне 9,25%.

САНКЦИИ И ЗАМОРОЗКА АКТИВОВ
Как известно, страны «коллективного Запада» ввели жесточайшие санкции против России и ее финансовых институтов. Парадокс ситуации состоит в том, что среди вкладчиков в евробонды российских эмитентов достаточно много иностранных инвесторов – пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании и др. Тогда санкционеры стали думать, как разблокировать активы частных вкладчиков, российских и иностранных. Несмотря на то что санкции были наложены даже на российский НРД (Национальный расчетный депозитарий), партнер Euroclear по сделкам на международных рынках по заявкам российских брокеров потихоньку стал разблокировать отдельные счета российских клиентов. Правда, купоны и номиналы облигаций инвесторы получили отнюдь не в долларах, как рассчитывали, а в рублях. Так закончилась эра валютных облигаций для российских инвесторов.

Основная часть инвесторов осталась ни с чем, хотя эмитенты были готовы платить по своим обязательствам, технически это сделать было невозможно из-за проблем с платежной инфраструктурой – отключение от SWIFT, блокировка счетов НРД на Западе и т.д. Решением правительства эмитентов обязали выпустить т.н. замещающие облигации – номинированные в валюте, однако выплаты их номинала и купонов осуществляются в российских рублях по текущему курсу ЦБ РФ.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАМЕЩАЮЩИХ ОБЛИГАЦИЙ
Инвестор получает квазивалютные облигации – так как рубли пересчитываются по курсу рубля к доллару США (или к евро), причем именно по текущему. С ростом курса доллара инвестор получает дополнительную доходность. Иными словами, данный вид облигаций защищает инвестора от валютных рисков. Кроме того, исключен риск неплатежей или заморозки активов, как это случилось с евробондами.

Приобрести их довольно просто, так как они торгуются на Московской бирже номиналом от 1 тыс. рублей. Крупные эмитенты, в том числе и с государственным участием, выпускают такие бумаги, в их числе ведущие российские корпорации – «Газпром», «Совкомфлот», «Лукойл» и другие. Их ликвидность достаточно высока – инвестор всегда может обратить их в живые деньги. Их доходность при выпуске составляла около 7%, так же как и в их валютном варианте. Однако последнее решение ЦБ РФ по ключевой ставке (ее рост повысился до 15%) не исключает и дальнейшего ее повышения в целях борьбы с инфляцией и укрепления национальной валюты. Поэтому инвестору следует покупать облигации по стратегии «лестница» – выбирать те выпуски бумаг, которые погашаются через 1, 2, 3, 5 и т.д. лет. Либо сформировать сразу на свободные деньги портфель государственных и корпоративных облигаций и держать его до погашения. В этом случае мы нивелируем процентный риск –
дальнейшее возможное повышение ключевой ставки нас не затронет. Ну а если ставку понизят, то продать облигации можно будет с премией к рыночной цене.