ПИФ: стоит ли игра свеч? - Московская перспектива
ПИФ: стоит ли игра свеч?

ПИФ: стоит ли игра свеч?

ПИФ: стоит ли игра свеч?
ПИФ: стоит ли игра свеч?
В истории российского рынка ценных бумаг с начала 1990-х годов, пожалуй, не было истории более драматичной, чем инвестиционные фонды. В отсутствие развитого законодательства на российском рынке пышным цветом расцвели злоупотребление, мошенничество и банальное воровство. Ярким примером этого является деятельность чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), предшественников современных ПИФов. Население страны, получив на руки приватизационные чеки, к сожалению, не смогло в большинстве своем распорядиться ими как надо и выбрало два пути – либо продать их на стихийных рынках, либо отнести в ЧИФы, которые также их продавали, но деньги и не думали возвращать.

В настоящее время ПИФы – современные инструменты коллективного инвестирования, где средства пайщиков достаточно защищены. ПИФ – это имущественный комплекс без образования юридического лица, управляет которым от лица и в интересах пайщиков управляющая компания (УК). УК может иметь несколько ПИФов, пайщики одной УК могут переходить из одного фонда в другой. Удостоверяет владение имуществом пайщика инвестиционный пай – именная ценная бумага. Она также дает право получать из ПИФа долю денежных средств соответственно количеству паев. Подобная практика коллективного доверительного управления получила широкое распространение в мире – это так называемые взаимные фонды.

Целевая аудитория ПИФов – инвесторы, которые не могут или не хотят сами управлять своими денежными средствами и готовы доверить их менеджерам УК. Они получают профессиональное управление и диверсификацию вложений. Однако за это инвестору придется заплатить, причем немало. УК берет гонорар как за сам процесс управления, так и за успех, причем ежемесячно из средств фонда. Также пайщики оплачивают услуги специального депозитария, где отражается имущество фонда. Но в целом можно утверждать, что средства пайщиков находятся в безопасности – спецдепозитарий дает согласие на сделки УК, контролирует распоряжение имуществом фонда строго в интересах пайщиков. Кроме него деятельность УК также контролирует Банк России, так что она должна управлять доверенным ей имуществом в соответствии с законодательством. Она также заинтересована в достижении максимальной доходности с целью привлечения других пайщиков. Однако УК запрещено рекламировать свою деятельность и обещать высокую доходность – никто не может гарантировать доходность на финансовом рынке. ЦБ РФ неоднократно налагал взыскания на различные УК за подобные действия. Да и рекламируя свои результаты, УК нередко прибегают к манипулированию доходностью, завышая ее. Обычно деятельность УК ПИФа сравнивают с каким-то эталонным показателем – бенчмарком.

В качестве такого часто берут фондовый индекс – индекс Московской биржи, например. Но достичь годовую доходность – в 20%, например – можно разными способами, в том числе за счет очень рискованных сделок. Для оценки деятельности УК с учетом риска применяют различные коэффициенты – Трейнора, Сортино и другие.

Классификация ПИФов
Изначально создавались три группы ПИФов: открытые (пайщик может продать УК свой пай в любой момент, поэтому активы фонда представляли собой наиболее ликвидные ценные бумаги – ОФЗ, корпоративные облигации компаний с государственным участием и деньги, размещенные в банках). Вторая группа – интервальные фонды, паи которых УК мгла выкупать только в определенные интервалы времени, обычно раз в квартал.

В силу этого портфель таких фондов мог включать также и акции второго эшелона, которые способны показать рост на десятки процентов. Однако именно они стали причиной того, что многие пайщики в кризис 2008 года ушли из ПИФов и стали самостоятельными инвесторами – интервальные фонды не могли вернуть их деньги, в то время как акции падали в цене. Кроме того, комиссии УК (от 2 до 5%) заметно сокращают доходность инвестора, а их результаты часто проигрывают фондовому индексу.

Третья группа – закрытые фонды. Они создаются под конкретный проект, обычно в сфере недвижимости и девелопмента, на срок до пяти лет. Их преимущество в том, что за весь этот срок они не платят налогов, пока фонд не откроется, деньги приносят дополнительную прибыль. Учитывая, что они создаются крупными игроками, розничным инвесторам там, честно говоря, делать нечего.

За последние годы законодательство в отношении ПИФов заметно развилось. Так, были выделены особые фонды для так называемых квалифицированных инвесторов, имеющих достаточный опыт и средства, чтобы оценить риски инвестирования. Кроме давно известных инвесторам фондов акций, облигаций, смешанных инвестиций (сочетающих первые два инструмента) появились индексные фонды (формирующие свои портфели в соответствии с биржевыми индексами). Также стали создаваться ипотечные и кредитные фонды (зарабатывающие на выдаче соответствующих кредитов). Помимо них появились фонды, напрямую связанные с инвестициями в недвижимость, – рентные фонды, фонды недвижимости. Следует также отметить такие интересные инструменты, как фонды прямых инвестиций и венчурные фонды. Фонды товарного рынка позволили инвесторам зарабатывать на росте цен определенных товаров – нефти, золота и т.д. А фонды фондов дали возможность сформировать инвестиционные портфели с очень широкой диверсификацией – они вкладывали средства пайщиков в различные фонды. Фонды художественных ценностей обеспечили доступ широким массам розничных инвесторов к предметам искусства и коллекционирования, которые отбирали эксперты.

Фонды для экстремалов – хедж-фонды
Отдельно следует выделить возможность создавать ПИФы в виде хедж-фондов. Изначально они создавались как фонды, защищенные от неблагоприятных изменений рынка, т.е. когда рынок разворачивался против инвестора. Идея создания такого фонда принадлежит американскому финансисту Альфреду Уинслоу Джонсу. Интересно, что сам Джонс не был трейдером и даже инвестором, он искал средства, чтобы заниматься наукой – проблемами бедности и другими социальными вопросами. В 1949 году он создал портфель одновременно с длинными акциями (т.е. купленными на свои средства акциями, которые могли вырасти) и с короткими (с проданными, взятыми в кредит у брокера акциями, которые могли упасть). Он назвал такую стратегию «длинный-короткий портфель» или нейтральную к рынку (Market Neutral). Когда рынок рос – прибыль обеспечивали длинные позиции, когда падал – короткие. При этом широко применялся эффект «финансового рычага» – фонд брал кредиты банков, и даже небольшая прибыль превращалась в солидный доход. Данная стратегия оказалось удачной – за десять лет он увеличил свои активы более чем в 6,5 раза, обойдя по доходности самые прибыльные паевые фонды (Mutual Funds).

Однако не все так однозначно – финансовый рычаг способен разорить инвестора, если рынок достаточно долго движется в неблагоприятном направлении. «Рынок способен оставаться иррациональным дольше, чем вы будете оставаться платежеспособным» – эта цитата (ее авторство приписывают известному экономисту Дж. М. Кейнсу) очень емко отражает суть хеджевого фонда. Да, многие из таких фондов способны приносить прибыль до 100% годовых, но многие и просто разорялись. Широко известна история хедж-фонда LTCM (Long Term Capital Management), среди учредителей которого было даже два нобелевских лауреата – Мертон и Шоулз. Фонд, имея собственных средств всего на 5 млрд долл., используя финансовый рычаг, открыл позиций на 125 млрд долл. Однако рынок, как и учил Кейнс, развернулся против фонда. Потенциальный ущерб, который фонд мог нанести финансовой системе США, достигал 1 трлн долл. Это заставило Министерство финансов США провести с банками-кредиторами переговоры о списании убытков и закрытии позиций фонда, чтобы избежать коллапса финансовых рынков.
Другим известным хедж-фондом является известный фонд Дж. Сороса Quantum. Сорос, вовремя сообразивший, что Банк Англии будет вынужден девальвировать национальную валюту, открыл против фунта короткие позиции и обвалил его курс к доллару в два раза, заработав за один день 1 млрд долл. Немало британских пенсионеров потеряли свои накопления, а Соросу запретили въезд в Соединенное Королевство. Учитывая риски, инвестировать в хедж-фонды, венчурные и кредитные фонды, а также фонды прямых инвестиций могут только квалифицированные инвесторы.

При всех издержках инвесторы стали активнее инвестировать через ПИФы, в 2023 году число физлиц – пайщиков выросло до 9 млн и превысило исторический максимум. Средняя доходность открытых ПИФов составила во втором квартале 10,6% годовых, закрытых – 23,9% годовых, что превышает темпы инфляции.