«Детская экономика»: разбираемся в инфраструктуре столичных ЖК для малышей

«Детская экономика»: разбираемся в инфраструктуре столичных ЖК для малышей

«Детская экономика»: разбираемся в инфраструктуре столичных ЖК для малышей
«Детская экономика»: разбираемся в инфраструктуре столичных ЖК для малышей stroi.mos.ru
Семьи с детьми - большая часть покупателей квартир в московских жилых комплексах. Их интересы учитывает и город и девелоперы. Помимо дружественных для детей домов и дворов с детскими площадками и колясочными важна инфраструктура развития и развлечений в шаговой доступности. Особенно это актуально сейчас, во время летних каникул. Вместе с экспертами МП разбиралась, какие объекты «детской экономики» представлены в новых ЖК, а каких не хватает.

Развлечения на последнем месте
Исследование о структуре объектов для детей провели аналитики бюро территориального развития Atlas совместно с Высшей школой экономики.

«Насколько детям комфортно в современных российских городах? Какую роль в этом играет бизнес и как экономика меняется с учетом детской аудитории? Мы совместно со студентами Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского решили изучить данные вопросы и назвали это направление „детской экономикой», - рассказала Елизавета Клочкова, аналитик бюро территориального развития ATLAS. 

Мы провели исследование среди платных услуг для детей в 16 крупных городах России и выявили, следующее:
● 27% сервисов приходится на образование (кружки, секции);
● 35% — на магазины детских товаров;
● 8% — на досуг и развлечения.

Многообразие и плотность сервисов для детей варьируются по городам, например, в Перми они выше, чем в Краснодаре и Екатеринбурге. В Москве плотность и разнообразие этих объектов ещё выше. Аналитик пояснила, что термин «детская экономика» относится к сектору экономики, где дети являются главными потребителями коммерческих сервисов и продуктов. Детский бизнес привлекает как детей, так и родителей, даже если их потребности не совпадают. Дети школьного возраста могут быть самостоятельной платежеспособной группой, что отражается в специализированных услугах, таких как детские банковские карты.

Детская экономика в городской структуре
Распределение бизнеса, направленного на детей, связано с перемещениями детей и их родителей по городу. Изучение этих закономерностей дает возможность повысить уровень и качество планирования городской среды. Такое исследование провели в ВШЭ. Аналитики выяснили, что образовательные и спортивные кружки часто расположены в спальных районах, поэтому важно определять и улучшать безопасность маршрутов детей к ним.

Объекты с нерегулярной посещаемостью детско-родительской аудитории, такие как торговые центры и парки развлечений, требуют особого и пристального внимания к транспортной доступности и комфорту общественных пространств для детей. Несмотря на особую важность, детская экономика пока мало изучена. Существует пробел в данных и исследованиях по детской экономике и ее влиянии на градостроительное планирование. Это связано со сложностью получения данных, так как не все бизнесы для детей явно позиционируют себя как детские.

Совместная работа для создания детского комфорта
Исследователи отмечают, что при оценке детского комфорта в городах традиционно учитывают только физическую среду (безопасность пешеходных переходов, соответствие школ нормативам, наличие детских площадок). Однако непространственные факторы, в том числе экономические, также играют важную роль. Для комплексной оценки необходимо сотрудничество экспертов из разных областей: аналитиков городских данных, методистов, экономистов и предпринимателей, развивающих детские услуги.

«Детская экономика будет развиваться, поэтому важно синхронизировать процессы экономического и территориального развития, - выяснили ученые. - Однако, по данным ВШЭ домохозяйства в России тратят на образование и развитие детей около трети (31%) доходов, детские заведения и сервисы далеко не всегда приносят арендодателям максимальную прибыль. Тем не менее, объекты детской экономики оказывают благотворное влияние на соседний бизнес в целом: повышают лояльность взрослых потребителей, побуждают их проводить больше времени и тратить больше денежных средств».

Мнения экспертов о детских сервисах в новых ЖК

Денис Коноваленко, управляющий партнер Prime Life Development (ЖК «Первый Нагатинский»)

В рамках новых проектов, помимо социальной инфраструктуры – в виде, школ, детских садов и поликлиник, открывается множество дополнительных объектов инфраструктуры. Например, детские языковые или образовательные клубы, торговые центры, спортивные секции, бассейны, развивающие кружки, семейные кафе. Более того, очень часто девелоперы интегрируют в проекты комьюнити-пространства, где обустроены не только игровые зоны, но и есть возможность для комфортной организации праздничных мероприятий. Важно создавать на территории новых жилых комплексов больше возможностей для интересных занятий и детского развития. Образовательная инфраструктура для детей является важным критерием при выборе новостройки, поэтому очень важно продолжить масштабировать центры, в которых дети смогли бы развиваться в совершенно разных направлениях – информатике, робототехнике, рисовании, вокале, артистизму и многому другому. Игрокам рынка недвижимости очень важно учитывать все разработанные стандарты по строительству инфраструктуры, не задерживая строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов. Более того, необходимо ответственно относиться к озеленению территории, а также к разработке безопасной и комфортной среды для жизни.

Елена Тарасова, коммерческий директор PlusDevelopment
Сегодня на рынке новостроек мы видим тренд на создание инфраструктуры по принципу «город в городе», это связано с отголосками пандемийного периода. Во время него покупатель полностью пересмотрел свои предпочтения. Если раньше «дома в поле» имели востребованность у определенных групп населения, то теперь все чаще клиенты обращают свое внимание на наличие сложившейся социальной инфраструктуры при покупке жилья. Её комфорт и доступность в шаге от проживания делает объект недвижимости более привлекательным.

Сейчас поликлиники, школы, детские сады, салоны красоты, аптеки, кафе и магазины, расположенные на расстоянии «вытянутой руки» - это определенный «маст - хэв» для клиентов, один из основополагающих критериев для покупки жилья в новостройке. Для семейных покупателей детские сервисы являются объектами пристального внимания, поэтому девелоперы в проекте предусматривают и «бэби рум» для самых маленьких и помещения для развивающих центров, секций и кружков. У кого – то из застройщиков местом притяжения для семей с детьми на дворовой территории может стать и фонтан, например. Все чаще обращают девелоперы внимание и на создание среды для подростков – коворкинг, компьютерный клуб.

В целом то, что расположено, можно сказать, на пороге дома, в детской индустрии очень востребованы Дома детского и юношеского творчества, в которых частные тренеры арендуют залы и проводят разнообразные кружки и секции от балета до лепки из глины. К сожалению, данные учреждения, как правило, возводятся на городские средства - частные инвесторы редко строят подобные объекты. На наш взгляд, детская индустрия в ЖК в дальнейшем будет только активно развиваться, застройщики будут придумывать все новые и нестандартные ходы, чтобы привлечь именно семейную аудиторию.

Оксана Дивеева, директор по продажам Capital Group
Неважно в доме какого класса живёт семья, традиционно родители хотят предоставить своим детям все возможности для развития и формирования гармоничной личности. При этом каждый ребенок индивидуален: один увлекается хоккеем, другой рисует, третьему хочется заниматься музыкой, а кому-то вообще пока ничего неинтересно. В целом сейчас довольно насыщенная детская инфраструктура в новых жилых комплексах, которая удовлетворяет запросы покупателей недвижимости. Активнее всего она развивается в домах бизнес- и комфорт-класса благодаря масштабности проектов, наличию больших объемов площадей и относительно невысокой аренде коммерческих помещений в данных сегментах.

К примеру, в элитном сегменте, пожалуй, не встретишь студии плавания для грудных детей. В более массовых классах жилья эта модель бизнеса хорошо отработана. Для того чтобы запустить подобный проект достаточно помещения около 100 кв метров, где можно обустроить бассейн. При этом надо учитывать, что бизнес, связанный с детьми, не суперрентабельный, это можно объяснить скорее социальной ориентированностью девелопера или частного предпринимателя-оператора , вкладом в будущие поколения. Как правило, частные детские сады, центры развития, секции и кружки открывают мамы, у которых уже есть свои дети.

Дети очень любят активно проводить время – лазить, бегать, прыгать и играть, поэтому востребованы батутные центры, скалодромы, но для таких объектов нужны масштабные помещения, с высокими потолками, сложным техническим оборудованием. В рамках жилых проектов это тяжело создать. Не хватает также специализированной инфраструктуры для профессиональных занятий спортом. Поэтому если ребенок хочет на серьезном уровне играть в футбол или хоккей, то родителям так или иначе придётся искать спортивную школу, у которой есть футбольный стадион или хоккейная арена. Или дом, проект, где спорту посвящена большая часть инфраструктуры.

Василий Косарев, эксперт по интернет-продвижению недвижимости
Детская инфраструктура всегда была значимым качественным критерием новостроек: на третьем месте после локации и транспортной доступности. Но сегодня ее важность переосмысляется в сторону качества. Раньше, чтобы привлечь семейного покупателя было достаточно наличие школы и детского сада в шаговой доступности. Сегодня это обеспеченный государством базовый минимум, который в зависимости от класса проекта дополняется развивающими центрами, школами раннего и опережающего развития, спортивными секциями. Особенно это характерно для проектов, ориентированных на семейную аудиторию - а на них в структуре спроса приходится наибольшая доля.

Тут можно вспомнить прошлогоднее исследование ВЦИОМ, согласно которому современным детям не хватает больше кружков, живого общения со сверстниками и спорта. Фактически, это и есть формула идеальной детской инфраструктуры любого современного жилого комплекса. На сегодняшний день остаются единичными проекты, в составе которых есть полноценные условия для спортивного развития детей. Чаще всего такая инфраструктура представлена площадками для ворк-аута и уличными зонами для командных игр. Единичными остаются проекты, в составе которых есть физкультурно-оздоровительные комплексы, центры художественной гимнастики и другие специализированные спортивные учреждения. Их наличие позволяет создавать условия для мультиспортивного развития ребенка. Центры раннего развития, школы скорочтения и другие развивающие учреждения располагаются, как правило, в зоне коммерческих помещений проекта. И хорошо, если девелопер семейного ЖК «проектирует» таких арендаторов заранее в интересах соблюдения концепции жилого проекта.

Светлана Ярова, директор департамента брокериджа RRG
Среди детских учреждений лидируют детские сады разных форматов - как полноценные, так и группы кратковременного пребывания. Их размещение зависит от того, есть ли запроектированные форматные помещения в рамках жилых комплексах. Основная боль - выделенные и узаконенные территории достаточной площади для организации прогулок детей. Зачастую таких помещений нет и поэтому операторы вынуждены открывать мини-форматы.

В идеале им нужно размещать полноценный детский сад с группой подготовки к школе и начальной школой, а приходится делать лишь несколько групп на который максимальный спрос. Дополнительно появляются и другие форматы - помощь в подготовке уроков к сдаче ЕГЭ, мини-балетные школы, центры раннего плавания. Если помещений много, они с минимальной сеткой колонн и по доступной аренде, то там размещают студии детской гимнастики, спортивные секции, школы танцев.

Есть и экзотические форматы – «Столярка», например. Чтобы было больше разнообразных заведений в первую очередь нужны качественные форматные помещения и гибкая политика аренды по отношению к таким операторам - step rent на первые три года раскрутки, например.