Детям нужен свет, пространство и отсутствие чувства скованности - Московская перспектива

Детям нужен свет, пространство и отсутствие чувства скованности

Детям нужен свет, пространство и отсутствие чувства скованности
Детям нужен свет,  пространство и отсутствие чувства скованности
Детям нужен свет, пространство и отсутствие чувства скованности

Что должно быть в современном детском саду и школе, а от чего стоит отказаться, и как организовать пространство и освещение, чтобы помочь сформировать личность ребенка, «Московской перспективе» рассказала руководитель проектов по социальным объектам Группы ПИК Анна Букина.

Ближе к дому

Архитектура и интерьеры тоже могут быть учителем. Как только ты даешь человеку качественное пространство, он начинает воспринимать себя в нем совершенно по-другому. Например, если дети внесли свою лепту в интерьеры или благоустройство школы или детского сада, то это способно сильно повысить их академическую успешность и вовлеченность в процесс обучения.

Начиная программу проектирования школ, мы в течение трех месяцев ездили по школам и детсадам и спрашивали у родителей, детей и педагогов, что им нравится, а что нет. И оказалось, что большинство опрашиваемых сталкиваются с одними и теми же проблемами. Первая – это организация безопасного доступа. Вторая – отсутствие велопарковок. Третья – маршруты движения внутри самой школы. Например, одна завуч мне рассказывала, что ей, чтобы добраться от учительской до кабинета математики, надо идти 25 минут, а перемена длится всего 15 минут.

Мы решали все эти проблемы. В первую очередь изменили концепцию посадки здания в генплане территории. Так, если по советским стандартам было необходимо, чтобы школу и детский садик «посадили» внутри жилого района, то мы приняли решение размещать образовательные учреждения максимально близко к пешеходной зоне, где главный вход станет осуществляться с улицы, без каких-либо заборов и других преград. Перед входом обязательно устанавливаются парковки для самокатов и велосипедов. А чтобы родители могли без трудностей привозить и забирать своих детей из школы, предусмотрены парковочные карманы.  

Новые стандарты

Многие родители приходят в детсад на концерты и праздники. Актовый зал в наших проектах всегда совмещен с двухсветным атриумом для создания торжественной атмосферы. Чтобы не приходилось судорожно искать место, где можно было бы оставить свою верхнюю одежду, в холле есть вешалка.  

Со школами сложнее, потому что они становятся все крупнее, и особенно в новой Москве. Внутри школьного пространства необходимо разводить потоки детей разного возраста. Как правило, мы делаем несколько входных групп для начальной и средней-старшей школы. В центре школы всегда есть хорошее общественное пространство. Как правило, это большой светлый атриум, к которому примыкают общие зоны: актовый и спортивный залы, столовая и крылья учебных помещений.

С одной стороны, проектируя помещение, мы всегда смотрим на соответствие его всем необходимым нормам. С другой – думаем о том, как сделать так, чтобы это помещение можно было бы использовать по-другому. В связи с этим мы планируем пространства, которых в обычных школах нет, например, кабинет робототехники или IT-полигон.

Во всех проектах мы большое внимание уделяем строительству спортивной инфраструктуры. У нас на все направления разработаны стандарты. Например, в стандарте благоустройства ввели обязательное наличие площадки для сдачи норм ГТО, а ведь это ни много ни мало три балла к ЕГЭ. Это стимулирует старшеклассников посещать уроки физкультуры.

Чтобы дети могли гулять и чувствовать себя комфортно в любую погоду, мы делаем теневые навесы для групп продленного дня. Для школ предусматриваются зоны с открытым учебным классом, когда можно провести урок в сентябре или мае на улице. А еще везде есть опытно-хозяйственная зона с садом и теплицей.

Запрет на горшки с цветами

Интерьеры наши достаточно строгие, однако мы активно используем цвет в тех местах, где надо пробудить детскую активность, – как в школе, так в детских садах. Акцентные цвета используются для выделения входной группы, небольших элементов мебели, текстиля и санитарных зон. На их фоне разрешено размещение только монохромных элементов мебели и декора. Выставочные системы, расположенные в местах ожидания и групповых, должны быть нейтрального фонового цвета без ярких надписей и других отвлекающих элементов. Мы боремся с цветовой какофонией. Например, не разрешаем вешать шторы на окнах – только ровные жалюзи. Также запрещаем ставить цветы на подоконник – для этого есть зимний сад.

Западный опыт

С течением времени отношение к детским садам и школам менялось, и Россия – не исключение. Если ранее школы и детские сады можно было смело назвать «камерой хранения» детей, то сегодня основным принципом образовательных учреждений – и в архитектуре тоже – стал функционализм.

Например, на Западе школа – это торговый центр. Потому что это то место, где дети чувствуют себя комфортно и больше не ходят гулять на площадки. Поэтому решения, которые дети привыкли видеть там, есть и в наших школах. Наше пространство организовано таким образом, что все общественные зоны (атриум, галереи, сидячие лестницы, многосветные холлы) сконцентрированы вместе, а учебные кабинеты и спортивный блок расходятся от них. Таким образом, ученики и учителя экономят время передвижения внутри своего учебного здания.

Важно также учитывать необходимость человека, в том числе ребенка, в получении большого количества естественного света. С учетом климатических условий нашей страны количество солнечных дней, особенно в зимнее время, сводится к минимуму. Поэтому в наших школах уставлены большие окна и витражи. ®