Девять тысяч метров под землей
Строительство западного участка Большой кольцевой линии метро завершится в 2021 году. Благодаря четырем новым станциям улучшится транспортное обеспечение примерно 530 тысяч москвичей. Кроме того, прилегающие территории получат новое градостроительное развитие. Вблизи подземки возведут жилье по программе реновации, спортивные, общественно-деловые и социальные объекты, а также транспортно-пересадочный узел. АО «Мосинжпроект» является управляющей компанией по строительству новых линий и станций московского метро и оператором программы развития ТПУ.
Строительство западного отрезка Большой кольцевой разделено на два этапа. В 2020 году планируется сдать участок «Хорошёвская» — «Карамышевская», а на следующий год будет готов участок от «Карамышевской» до «Кунцевской» (проектное название «Можайская»).
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, после ввода в эксплуатацию западного участка БКЛ, а также Северо-западной хорды серьезно улучшится транспортная ситуация в этой части города. Северные и западные районы столицы будут связаны между собой.
Открытие западного участка Большой кольцевой линии от «Хорошёвской» до «Кунцевской» позволит улучшить транспортное обслуживание районов Хорошёво-Мневники, Кунцево, Филевский Парк, Фили-Давыдково, в которых проживают более 530 тысяч человек.
Кроме того, снизится нагрузка на центральные участки Арбатско-Покровской и Таганско-Краснопресненской линий метрополитена, а также уменьшится интенсивность движения автотранспорта по прилегающим дорогам, что улучшит экологическую ситуацию в этой части города.
Тоннели строят «десятками»
Западный участок Большой кольцевой линии метро от «Хорошёвской» до «Кунцевской» начали строить в 2017 году. Его длина — девять километров. Здесь будет четыре станции: «Улица Народного Ополчения», «Карамышевская», «Мнёвники» и «Кунцевская».
Уже завершена проходка перегона от «Карамышевской» до «Улицы Народного Ополчения», сейчас ведется строительство обоих тоннелей между станциями «Хорошёвская» и «Улица Народного Ополчения».
Кроме того, в сентябре этого года началось строительство двухпутного тоннеля от «Карамышевской» в сторону «Мнёвников». Проходку ведет 10-метровый тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) «Лилия», который до этого работал на Некрасовской линии метро, где возвел двухпутные тоннели метро на участке между станциями «Косино» и «Окская». На данный момент участок пройден более чем на 50 процентов, сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин. «Всего за два месяца тоннелепроходческий комплекс «Лилия» построил 540 метров тоннеля из 938», – отметил он и пояснил, что увеличить скорость проходки удалось благодаря модернизации конвейерной системы.
По его словам, проходка тоннеля ведется на глубине порядка 22 метров в глинах и микрозернистых водоносных известняках. Параллельно с проходкой ведутся работы по бетонированию жесткого основания тоннеля.
Крупнейшим пересадочным узлом на западном участке БКЛ станет станция «Кунцевская». Ее северный вестибюль объединит три ветки Московского метрополитена: Большую кольцевую линию, Арбатско-Покровскую и Филевскую линии.
«Северный вестибюль будет подземным. Оттуда сделают наземный переход на станции метро «Кунцевская» Арбатско-Покровской и Филевской линий. Южный вестибюль будет располагаться под землей. Пассажиры смогут выйти к улице Ивана Франко и железнодорожной станции Кунцево-1 Смоленского направления», – рассказал руководитель департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарёв.
В настоящее время на строительной площадке «Кунцевской» выполняется устройство ограждающих конструкций станционного комплекса, завершено сооружение котлована.
От «Кунцевской» в скором времени начнется строительство тоннеля в сторону станции «Давыдково» при помощи еще одного щита диаметром 10 метров. Комплекс сейчас доставляют из Санкт-Петербурга.
Проект – космос
Станция «Карамышевская» расположена в северной части Мневниковской поймы. Она сооружается на глубине порядка 35 метров, два подземных вестибюля будут выходить к перспективной жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
Дизайн станции «Карамышевская» выбрали в ходе открытого архитектурного конкурса. Основная идея, предложенная авторами проекта, — визуальное объединение станции с помощью свободно стоящих колонн красного цвета, расположенных в центре платформы. Также станцию украсят красные балки над эскалаторами, колонны и фрагменты потолка в вестибюле.
Освещение пассажирских зон решено в едином стиле: линейные светильники вдоль края платформы в центральной зоне превращаются в штрихпунктир с чередованием светящихся и непрозрачных трубок, а в зоне красного объекта разрываются на отдельные светильники, создавая при этом динамичную световую композицию.
В будущем на базе станции метро «Карамышевская» планируется создать транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Мнёвники». В его состав войдут жилые, спортивные, общественно-деловые и социальные объекты. Значительную часть застройки территории ТПУ составят дома, возводимые по программе реновации. Ожидается, что ТПУ будут пользоваться до 70 тысяч пассажиров в день.
Москвичи, которые живут в районе Филевский Парк и работают в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева, а также посетители спорткомплекса в Крылатском смогут попасть на станцию с помощью пешеходных и автомобильных мостов через Москву-реку, которые также построят в ближайшее время.
Кроме того, рассматривается возможность строительства канатной дороги, которая соединит территорию Центра имени Хруничева с Мневниковской поймой и строящейся станцией метро «Карамышевская».
Также «Мосинжпроект» начал реализацию проекта здания Национального космического центра на части территории Центра им. Хруничева. «Средства на строительство преду-
смотрены в Адресной инвестиционной программе, команда сформирована. Здесь будет один из лучших микрорайонов Москвы, который появится в рамках развития территории Мневниковской поймы», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Вокруг космического центра столичные власти планируют сформировать систему технопарков, где будут работать малые и средние инновационные предприятия. Таким образом, в общей сложности в рамках проекта будет создано не менее 50 тыс. рабочих мест. «Создание Национального космического центра, появление хороших условий для работы, концентрация на одной площадке придадут отрасли большую эффективность. И закрепят за Москвой статус центра научно-космических разработок», – отмечал ранее мэр Москвы Сергей Собянин.
Здесь будет пойма-сад
На протяжении долгого времени территория Мневниковской поймы оставалась как бы выключенной из жизни города: здесь не было достаточного количества дорог, а на отдельных участках появлялись самовольные постройки и стихийные залежи мусора. На освобожденных площадках по проекту специалистов «Мосинжпроекта» началось строительство участка Северо-западной хорды (от проспекта Маршала Жукова до Можайского шоссе), а также двух станций Большой кольцевой линии (БКЛ) метро – «Хорошёвской» и «Улицы Народного Ополчения».
Станция «Хорошёвская» уже открыта для пассажиров, на «Улице Народного Ополчения» работы идут в хорошем темпе, как и на всем протяжении западного участка БКЛ. Как рассказал Марат Хуснуллин, это позволит включить Мневниковскую пойму в систему городского транспорта.
Дополнительную связь этот район получит также с помощью единой набережной от ММДЦ «Москва-Сити» до Мнёвников. Это будет как пешеходная, так и транспортная магистраль города с выходом на фронт реки.
Кроме того, в ближайшее время начнется строительство улично-дорожной сети и на территории самой поймы. Такая транспортная доступность необходима, поскольку уже в ближайшие годы здесь появится полноценный городской район. Будет предоставлено жилье и участникам программы реновации: на территории Мневниковской поймы планируется возвести около 200 тыс. кв. метров жилья.
Вместе с тем район получит и еще одну «специализацию» – здесь появится спортивный кластер, который будет включать несколько физкультурно-оздоровительных комплексов, различных спортивных центров и ледовых катков. Помимо этого на территории Мневниковской поймы планируется благоустроить парк общей площадью около 67 га с реконструированными и природными набережными, пешеходными и велосипедными маршрутами, зонами для отдыха и детскими площадками.
Напомним, проект Большой кольцевой линии является ключевым в программе развития столичной подземки. Протяженность нового кольца будет достигать почти 70 км, на нем расположится 31 станция. На сегодняшний день на всех участках Большого кольца ведутся активные строительные работы. ®