До конца года в Москве откроют 18 новых фудхоллов

Формат фуд-холлов сформировался в России в современном понимании в 2014 году с открытием первого проекта в Москве. За 10 лет количество гастрономических объектов превысило 100, и, по данным NF Group, на начало августа 2024 года в России представлено уже столько же фуд-холлов, сколько и во всей Европе. Основные тренды в создании гастрономических пространств в России – разнообразие выбора кухонь и блюд, высокое качество еды, поддержка локальных и уникальных гастрономических концепций, а также развитие фуд-холлов как мест для отдыха и живого общения – соответствуют европейской практике. Однако количество планируемых и строящихся фуд-холлов в России значительно превышает европейские показатели, что связано с начальной стадией развития этого рынка, особенно в регионах. В среднесрочной перспективе российский рынок может обогнать Европу по количеству подобных объектов.
По данным NF Group, на начало августа 2024 года в России работает 137 фуд-холлов общей площадью более 370 тыс. кв. м. Основной объем площадей представлен в Московском регионе (67 объектов на 208 тыс. кв. м), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует 17 объектов на 55 тыс. кв. м, на остальные регионы приходятся оставшиеся 53 объекта на 107 тыс. кв. м.
За семь месяцев в стране открылось 20 фуд-холлов общей площадью 21 тыс. кв. м, из них – шесть в Москве, три в Санкт-Петербурге и 11 – в регионах. До конца года ожидается открытие еще 18 новых проектов, в случае их запуска 2024 год потенциально может стать рекордным по количеству открытий в этом сегменте.
Структура рынка фуд-холлов России
Открывшиеся с начала 2024 года проекты – это фуд-холлы площадью от 200 до 2 500 кв. м, что несколько меньше среднего размера объектов на российском рынке, который составляет 2 700 кв. м. Более половины новых фуд-холлов (55%) размещены на территории торговых центров.
Несмотря на появление новых гастропространств в торговых центрах, фуд-холлы не вытесняют фудкорты. Это разные форматы, предназначенные для разных целевых аудиторий, которые могут успешно сосуществовать в рамках одного торгового центра, однако должны располагаться в разных частях объекта или на разных этажах. Фуд-холлы ориентированы на людей в возрасте от 25 до 40 лет с доходами выше среднего, в том числе на туристов, сотрудников близлежайших бизнес-центров и активную молодежь. Поэтому фуд-холлы появляются именно в тех торговых центрах, где есть соответствующая аудитория.
В Москве и Московской области в настоящее время работает 67 фуд-холлов общей площадью 208 тыс. кв. м. С начала 2024 года в Московском регионе запустили 6 проектов общей площадью 4,5 тыс. кв. м. Среди них − три гастрокластера в торговых центрах «Место встречи»: «София», «Киргизия», «Орион»; а также «TI Балкон» в ТЦ «Авиапарк», «Космопорт» в ТЦ «№1». Самое крупное среди новых фуд-холлов гастропространство открылось в МФК «Technopark Plaza» - Kitchen Garden. До конца года в Москве анонсировано открытие еще 12 фуд-холлов, 76% из них будут представлены в торговых центрах.