Движущая сила градостроительства - Московская перспектива
Движущая сила градостроительства

Движущая сила градостроительства

Движущая сила градостроительства
Движущая сила градостроительства
Москва – город-конструктор. Все элементы в нем взаимосвязаны, инновации сплетаются с историей, а в последние десятилетия каждый новый проект грамотно вписывается в общий контекст города и ведет к совершенствованию всех сфер урбанистики и градостроительства. МЦК вдохнуло новую жизнь в окраины столицы, продление красной линии метро далеко за МКАД дало мощный толчок развитию Новой Москвы. Российская столица – город, где ни на минуту не останавливаются подъемные краны, асфальтоукладчики и тоннелепроходческие щиты. Масштабная стройка делает Москву Москвой. Именно в ней секрет успеха мегаполиса.

Градостроительство столицы – это искусство и наука одновременно. Застройщики сегодня формируют облик города, создавая современные рабочие места, уютные квадратные метры жилплощади, а чтобы горожане проводили время на свежем воздухе, есть тенистые аллеи с Wi-Fi. Градостроительный и Жилищно-коммунальный комплексы обеспечивают около 13% ВВП России и до 17% ВРП Москвы. Такой разброс не должен удивлять – стройка в столице кипит активнее, чем где бы то ни было. Речь идет о триллионах: объем инвестиций только в реализацию проектов на территории Мневниковской поймы, завода имени Хруничева и АДЦ «Коммунарка» составит более 1 трлн рублей. В строительство проспекта Багратиона инвестор вложил порядка 68 млрд руб., а инвестиции в проекты КРТ доходят до 8 триллионов.

В Москве строительство является мощным двигателем, способным запустить многочисленные экономические процессы. Масштабные инфраструктурные проекты, такие как возведение новых транспортных развязок, строительство метро и реновация жилых кварталов, создают основу для дальнейшего развития города. Благодаря строительству повышается транспортная доступность, создаются условия для развития бизнеса и повышается общая привлекательность города для жителей и инвесторов.

Тысячи рабочих мест
В те районы, где строится метро, начинают приходить инвесторы и вкладывать деньги в развитие территорий: возводят жилье, инфраструктуру, создают рабочие места. В частности, так развивается Новая Москва. А деньги, вложенные в стройку, никогда не пропадут даром. «Нужно вкладывать в инфраструктуру, потому что всё, что сегодня вкладывается в инфраструктуру, дает синергетический эффект. Страна начинает больше развиваться. Во-первых, у нас в жилье на сегодняшний день главный инвестор – это население, которое вкладывает в жилье 7–8 трлн рублей. Если мы вкладываем такие огромные деньги, деньги населения, конечно, мы должны и дороги подтягивать, и строить общественный транспорт, создавать надежную коммунальную инфраструктуру. Конечно, при сегодняшней ставке Центробанка это не такая простая задача, но все это пройдет, деньги будут, мы точно будем вкладывать в инфраструктуру все наши возможные ресурсы», – говорил в этом году на ПМЭФ заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

Такое мнение понятно. Стройка дает огромный мультипликативный эффект. Только сам процесс строительства обеспечивает рабочими местами 11% москвичей, а одно рабочее место здесь формирует до 7–8 мест приложений труда в смежных отраслях: ЖКХ, торговле, сфере услуг и т.д. Не говоря уже об опосредованном эффекте. Например, при возведении домов по программе реновации первые этажи проектируют нежилыми, оставляя под коммерческие помещения. Это значит, что при заселении многоэтажного дома на первом этаже откроются прачечная, кофейня, магазин продуктов или мастерская велоремонта. Все это рабочие места, и одна только программа реновации создаст их порядка 200 тысяч. А ведь еще есть проекты комплексного развития территорий. В них доля коммерческих площадей может составлять до 10–15%.

«Доля коммерческих помещений в составе жилых комплексов в среднем по рынку осталась прежней – на уровне 5–7%, – рассказал «Московской перспективе» президент ГК «Основа» Александр Ручьёв. – Изменения коснулись только высокобюджетного сегмента, где раньше доля помещений была ограничена в силу небольшого объема самих проектов, а также небольшого спроса со стороны резидентов. Сегодня же ситуация изменилась. И доля коммерческих помещений в проектах высокобюджетного сегмента в зависимости от его масштабности может составлять до 10%». К слову, один только проект ГК «Основа» создаст 4 тыс. рабочих мест: речь о развитии территории «Вагонремонт», куда планируются инвестиции в размере
32 млрд рублей. Здесь будет построен ультрасовременный городской квартал с жилой застройкой, технопарком, общественно-деловыми пространствами и спортивным комплексом с бассейном.

Транспортная доступность
Строительная отрасль сама по себе требует участия множества специалистов разных профилей: инженеров, архитекторов, строителей, рабочих и других. Таким образом, строительные проекты становятся источником занятости для тысяч людей, что, в свою очередь, повышает уровень благосостояния и стимулирует потребительский спрос. Развитие инфраструктуры – один из ключевых факторов, способствующих экономическому росту мегаполиса. В Москве создание новых дорог, мостов, метро и других инфраструктурных объектов значительно улучшает транспортную доступность, облегчая передвижение как для жителей, так и для бизнеса. Это, в свою очередь, стимулирует экономическую активность и привлекает инвестиции.

Столица активно инвестирует в развитие транспортной сети. Расширение линий метро и строительство новых станций не только сокращает время в пути для миллионов москвичей, но и открывает новые возможности для бизнеса. В районах, куда приходит метро, наблюдается рост коммерческой активности, открываются новые магазины, рестораны и бизнес-центры. Многие москвичи могут даже не пользоваться метро – они работают рядом с домом.

Помимо транспортной инфраструктуры значительные инвестиции направляются на развитие социальной инфраструктуры: создание новых школ, детских садов, больниц и спортивных объектов. Это улучшает качество жизни горожан, делает Москву более привлекательной для жизни и работы. Столица не просто так притягивает самых талантливых специалистов со всей России – именно здесь они могут построить успешную карьеру. Инвестиции в человеческий капитал окупаются сторицей.
В Москве также развиваются проекты по внедрению «умных» технологий в городское управление и строительство. Это включает в себя создание интеллектуальных транспортных систем, автоматизацию управления коммунальными службами и развитие высокоскоростных сетей связи. Такие инновации повышают эффективность управления городом и делают его более удобным для жителей и бизнеса. В итоге инфраструктурное развитие является не только необходимым условием для комфортного проживания в мегаполисе, но и мощным драйвером экономического роста. Каждый новый инфраструктурный проект в Москве создает условия для дальнейшего развития города, улучшения качества жизни горожан и привлечения инвестиций, способствуя устойчивому экономическому развитию столицы.

Старые новые рекорды
В последние десятилетия столица бьет строительные рекорды и, несмотря на геополитические условия, сохраняет благоприятный климат в сфере градостроительства. В 2021 году в Москве был установлен исторический рекорд по вводу жилой недвижимости. «По объемам строительства мы вышли на рекордные цифры, которых не было даже во времена массового строительства 50–70-х годов прошлого века», – отметил тогда мэр Москвы Сергей Собянин. А в прошлом году уже к 1 декабря в городе было введено свыше 12,3 млн кв. метров недвижимости, что почти в полтора раза больше запланированного на год.
Москва также активно работает над созданием благоприятного инвестиционного климата. Государственные программы и инициативы направлены на упрощение процедур для инвесторов, предоставление налоговых льгот и субсидий, а также на обеспечение прозрачности и предсказуемости в сфере строительства.

На долю Москвы в разное время приходилось до половины всех международных инвестиций в российскую экономику. А инвестиции в основной капитал здесь стабильные – 20%. По итогам даже кризисного 2022 года инвестиции в основной капитал Москвы превысили 5,9 трлн руб. – на 2,2% больше в сопоставимых ценах по сравнению с прошлогодними показателями. В 2023 году Москва привлекла 6,8 трлн руб. инвестиций. Из общего количества инвестиций около 4,4 трлн руб. вложил крупный и средний бизнес. Эти средства были направлены на строительство нежилых зданий, благоустройство, приобретение машин и оборудования. Эти цифры – результат труда инженеров и проектировщиков, прорабов, каменщиков и крановщиков.

Строить Москву
Строительная отрасль Москвы выступает мощным драйвером экономического развития, играя ключевую роль в формировании современной городской среды и улучшении качества жизни горожан. От масштабных инфраструктурных проектов до программы реновации и привлечения инвестиций – эти аспекты строительства способствуют созданию новых рабочих мест, стимулируют смежные отрасли и привлекают значительные финансовые ресурсы. Каждый новый проект – это шаг к модернизации и устойчивому развитию города. Совершенствование транспортной и социальной инфраструктуры улучшает транспортную доступность и качество жизни, что делает Москву более привлекательной для жизни и работы. Инновации и экологически чистые технологии в строительстве не только повышают эффективность новых объектов, но и способствуют созданию экологически безопасной городской среды. А еще – это просто красиво, в чем может убедиться каждый житель и гость Москвы с высоты любой смотровой площадки.