Гаражные распродажи: между толкучкой и фэшн-маркетом - Московская перспектива

Гаражные распродажи: между толкучкой и фэшн-маркетом

Гаражные распродажи: между толкучкой и фэшн-маркетом
Гаражные распродажи: между толкучкой и фэшн-маркетом Фото: pexels
Чем интересны garage sale в Москве, какие артефакты здесь можно найти и что движет энтузиастами неформальной торговли

Связь времен

Если на площадку, где проходит гаражная распродажа, придет неподготовленный покупатель, он, быть может, вспомнит «толкучки», стихийно возникшие в начале 90-х годах. Там продавался разный ширпотреб и все то, что можно было сбыть, чтобы как-то пережить голодное безвременье. Пожалуй, что на сейлах сегодня можно встретить даже те вещи, которые продавались в начале 90-х — просто потому что эпоха отошла в область воспоминаний, став культовой - девяностые сейчас в моде. Это и отличает те толкучки от нынешних гаражных распродаж — если в 90-е на кону стоял вопрос выживания, то сейчас это часть досуга — как в Парк Горького сходить поесть фалафель или выпить смузи в стрит-фуде.

blur-bookcase-books-375892.jpg 

Гаражные распродажи то и дело устраивают в модных местах — в универмаге «Цветной», на дизайн-заводе «Флакон» и по соседству с ним - на «Хлебозаводе №9». На Сретенке недавно открылось новое арт-пространство «Дом культур», и одним из первых мероприятий, которые там состоялись, стал Dom Mod – продажа винтажной одежды. Звучало диско, наливали легендарные коктейли XX века, актеры мастерской Брусникина показывали перформанс.

Фэшн — это всегда не только про одежду, но и про культуру и искусство.

chairs-3830211_1280.jpg

Мебель

Ресторанный критик Ольга Овчарова работает редактором в журнале Time Out, а кроме того, последние несколько лет организует вместе с коллегой с Business FM Катей Калиной гаражные распродажи мебели из заведений общепита. Назвали свой проект девушки броско: Fucking Chairs (в прокатном кино это перевели бы как «Чертовы стулья»), которое затем сократилось до FChairs.

Ольга Овчарова
Ольга Овчарова
Ресторанный критик
«Идея проекта родилась от случайной шутки в разговоре за обедом в пик очередного финансового кризиса, а затем превратилась в отдельный бизнес»
    

На ресторанную мебель находится много охотников — как правило, это качественные вещи, которые к тому же могут быть дизайнерскими работами или эксклюзивным товаром.

bokja2.jpg

«За эти пять лет через нас прошла куча раритетных вещей, реально классных, - рассказывает Ольга Овчарова. - Четыре года назад на Даниловском рынке у нас был сейл, и мы там продавали культовую ливанскую мебель Bokja — такую в Москве купить почти невозможно. В Голливуде такие кресла есть дома у Сандры Буллок и Джулии Робертс. В шоу–румах модного дома Christian Louboutin тоже они есть. Дизайнеры Bokja используют ливанские винтажные ткани, которыми обшивают старинные кресла и диваны, купленные на развалах Бейрута. Мы продавали эти кресла за смешные 20 тыс. рублей, диван стоил тридцать тысяч. Разумеется, их очень быстро купили».

Еще из недавнего — французский бренд La Redoute, - у гостей гаражной вечеринки оказалась редкая возможность увидеть вещи воочию: все мы знаем, что это отличная мебель, но у них в России нет шоу-рума, только интернет-магазин. «Они привезли образцы на выставку в Москву, показали там все, а потом продали ее через нас — обратно везти во Францию выставочные образцы резонов не было. Продавали мы ее по очень низкой цене — на сайте производителя она стоит в десятки раз дороже», - говорит Ольга.

restoran-brasserie-most-na-ulitse-kuznetskiy-most_b75e5_full-92591.jpg

Люксовый ресторан «Мост» на Кузнецком время от времени меняет концепцию, становится то дороже, то дешевле. Зачастую это оборачивается сменой интерьера. От них FChairs как-то досталось дворцовое красное кресло за 15 тыс. рублей. Людям всегда интересно, кто сидел на нашей мебели, в каком ресторане она стояла. В Brasserie «Мост», к примеру, можно порой увидеть Олега Дерипаску или Ренату Литвинову.

«Этим летом к нам попала мебель из vip-зон стадионов разных городов, где был чемпионат мира по футболу, - рассказала Ольга Овчарова. - Есть фото этих стульев с нашим президентом и другими важными персонами». 

«У нас стул из-под Путина можно было купить за 3 — 4 тыс. рублей. Новые такие раза в три дороже».

Рестораны

Гаражные распродажи интересны и ресторанным площадкам. Время от времени их устраивает на своей территории сеть «Обед Буфет» (Garage Sale проходили по несколько раз в «Метрополисе» и на Новом Арбате).

adult-beverage-black-coffee-374592.jpg

Совладелец и шеф-повар расположенного на улице 1905 года кафе израильско-индийской кухни «Ланчерия» Тадеуш Войтович рассказывает, что у него в кафе гаражные распродажи проходят каждые две недели в разном формате: это может быть как продажа винтажной одежды, так и маркеты с участием молодых фэшн-дизайнеров. Желание организовывать такие мероприятия Войтович объясняет идейным интересом. «Мы сами начинали свой бизнес с участия в фуд-маркетах, и понимаем, что молодому дизайнеру совсем не просто найти путь к покупателю. Наш интерес — создавать коммуникацию между людьми», - рассказывает он.

В «Ланчерии» стараются подходить к маркетам концептуально. К примеру, помогли благотворительному фонду «Круг», который продает керамику своих подопечных - глухонемых. В прошлом году в кафе устраивали распродажу от артистов театра «Ленком» — покупателям предлагались костюмы и бутафория из уже закрытых спектаклей. Театральная распродажа прошла с аншлагом.

glove-3391582_1280.jpg

Одним из первых таких мероприятий стал «Маркет бывших». Там можно было выставить на продажу то, что осталось от «второй половинки» после расставания. 

«Есть такие вещи, которые выкинуть как-то не хочется, а продать — почему бы и нет. Мы провели маркет в форме аукциона — люди принесли и одежду, и ложки, и книжки, даже колесо от велосипеда продавали там», - рассказал Войтович.

flea-market-851970_1280.jpg

Соседи

Гаражные распродажи распространяются на уровне городских районных сообществ. В минувшую субботу 22 декабря в Новослободском парке состоялась новогодняя благотворительная акция «Фломаркт», организованная соседской группой Facebook «Белорусская - Новослободская — Маяковская».

Одна из основных для «Фломаркта» стала благотворительная цель. Средства, вырученные на распродаже (а по итогам удалось собрать 80 тыс. руб), пойдут на помощь детскому хоспису «Дом с маяком», который недавно открылся рядом с метро «Новослободская», а также приюту для животных «Приют на ул. Зорге»

flea-market-1883689_1280.jpg

«Соседи придут пообщаться, принесут рукоделие, винтажные или не очень вещи, которыми могут обменяться. Формат флоумаркт, как блошиный рынок — взяли за основу, но главное тут было соседское общение. Товарно-денежные отношения не на первом месте, главное тут благотворительная составляющая», - рассказал один из организаторов «Флоумаркта» муниципальный депутат Яков Якубович.

По его словам, это не типичный garage sale, а соседское мероприятие по обмену подарками, сувенирами, и приобретение вещей за пожертвования.

assorted-blond-hair-boutique-374677.jpg

Лайфстайл

Люба работает менеджером в event-агентстве. Офис ее компании находится в лофте в районе Бауманской, в окружении фотостудий, фэшн-бутиков и рекламных агентств. Около года назад Люба вместе с коллегами решили провести гаражную распродажу: «Опыт организации большой, порой хочется сделать что-то просто для души, а не для коммерции, к тому же у нас офисе была свободная площадь», - рассказала она.

Заручившись поддержкой руководства и проведя опрос среди знакомых в Facebook, они решили, что в одну из суббот их офис станет «гаражом». Продвигали мероприятие в Facebook, через сарафанное радио, развесили листовки по району, договорились с соседней кофейней, что та обеспечит участников гаражной распродажи кофе и печеньем, а взамен получит рекламу.

apparel-attire-blur-994517.jpg

Свои вещи принесли 15 человек. Согласно принятым организаторами критериям отбора товаров, можно было продавать одежду секонд-хенд, однако обувь должна была быть обязательно если и не с чеком, то практически новой. В акции принял участие интернет-магазин премиальной одежды, который привез 100 рубашек. 

"На сайте магазина такие стоят 10 тыс. рублей, а на гаражной распродаже они предлагались по три".

Еще одним из продавцов стал коллега Любы, жена которого часто ходит на шопинг, но успевает надеть вещь один — два раза за сезон. Потом наряды уже не кажутся ей модными, и оказываются забытыми на дальней полке в гардеробной комнате.

dresses-997933_1280.jpg

Откликнулись на предложение поучаствовать в гаражной распродаже несколько молодых фэшн-дизайнеров, - выставляться на таких площадках и показать людям одежду своего производства для них — в порядке вещей.

«У нас было достаточно локальное мероприятие, но за день пришло порядка 100 покупателей, которые взяли половину всего что продавалось. Когда куплено больше трети — это уже успех», - уверена Люба.

«Людям интересно участвовать в таких мероприятиях, потому что прикольно прийти, «потусить», попить кофе, купить что-то по хорошей цене, - считает Любовь - Но это, конечно, не для заработка или экономии при покупках, - это лайфстайл-мероприятие, развлечение своего рода».

Пожалуй, главное в такого рода развлечениях - возможность найти не вещи даже, а провести время в окружении близких по духу и стилю людей. Впрочем, вероятно, стул из-под президента для кого-то тоже дорогого стоит.