Гаражные распродажи: между толкучкой и фэшн-маркетом
Связь времен
Если на площадку, где проходит гаражная распродажа, придет неподготовленный покупатель, он, быть может, вспомнит «толкучки», стихийно возникшие в начале 90-х годах. Там продавался разный ширпотреб и все то, что можно было сбыть, чтобы как-то пережить голодное безвременье. Пожалуй, что на сейлах сегодня можно встретить даже те вещи, которые продавались в начале 90-х — просто потому что эпоха отошла в область воспоминаний, став культовой - девяностые сейчас в моде. Это и отличает те толкучки от нынешних гаражных распродаж — если в 90-е на кону стоял вопрос выживания, то сейчас это часть досуга — как в Парк Горького сходить поесть фалафель или выпить смузи в стрит-фуде.
Гаражные распродажи то и дело устраивают в модных местах — в универмаге «Цветной», на дизайн-заводе «Флакон» и по соседству с ним - на «Хлебозаводе №9». На Сретенке недавно открылось новое арт-пространство «Дом культур», и одним из первых мероприятий, которые там состоялись, стал Dom Mod – продажа винтажной одежды. Звучало диско, наливали легендарные коктейли XX века, актеры мастерской Брусникина показывали перформанс.
Мебель
Ресторанный критик Ольга Овчарова работает редактором в журнале Time Out, а кроме того, последние несколько лет организует вместе с коллегой с Business FM Катей Калиной гаражные распродажи мебели из заведений общепита. Назвали свой проект девушки броско: Fucking Chairs (в прокатном кино это перевели бы как «Чертовы стулья»), которое затем сократилось до FChairs.
На ресторанную мебель находится много охотников — как правило, это качественные вещи, которые к тому же могут быть дизайнерскими работами или эксклюзивным товаром.
«За эти пять лет через нас прошла куча раритетных вещей, реально классных, - рассказывает Ольга Овчарова. - Четыре года назад на Даниловском рынке у нас был сейл, и мы там продавали культовую ливанскую мебель Bokja — такую в Москве купить почти невозможно. В Голливуде такие кресла есть дома у Сандры Буллок и Джулии Робертс. В шоу–румах модного дома Christian Louboutin тоже они есть. Дизайнеры Bokja используют ливанские винтажные ткани, которыми обшивают старинные кресла и диваны, купленные на развалах Бейрута. Мы продавали эти кресла за смешные 20 тыс. рублей, диван стоил тридцать тысяч. Разумеется, их очень быстро купили».
Еще из недавнего — французский бренд La Redoute, - у гостей гаражной вечеринки оказалась редкая возможность увидеть вещи воочию: все мы знаем, что это отличная мебель, но у них в России нет шоу-рума, только интернет-магазин. «Они привезли образцы на выставку в Москву, показали там все, а потом продали ее через нас — обратно везти во Францию выставочные образцы резонов не было. Продавали мы ее по очень низкой цене — на сайте производителя она стоит в десятки раз дороже», - говорит Ольга.
Люксовый ресторан «Мост» на Кузнецком время от времени меняет концепцию, становится то дороже, то дешевле. Зачастую это оборачивается сменой интерьера. От них FChairs как-то досталось дворцовое красное кресло за 15 тыс. рублей. Людям всегда интересно, кто сидел на нашей мебели, в каком ресторане она стояла. В Brasserie «Мост», к примеру, можно порой увидеть Олега Дерипаску или Ренату Литвинову.
«Этим летом к нам попала мебель из vip-зон стадионов разных городов, где был чемпионат мира по футболу, - рассказала Ольга Овчарова. - Есть фото этих стульев с нашим президентом и другими важными персонами».
Рестораны
Гаражные распродажи интересны и ресторанным площадкам. Время от времени их устраивает на своей территории сеть «Обед Буфет» (Garage Sale проходили по несколько раз в «Метрополисе» и на Новом Арбате).
Совладелец и шеф-повар расположенного на улице 1905 года кафе израильско-индийской кухни «Ланчерия» Тадеуш Войтович рассказывает, что у него в кафе гаражные распродажи проходят каждые две недели в разном формате: это может быть как продажа винтажной одежды, так и маркеты с участием молодых фэшн-дизайнеров. Желание организовывать такие мероприятия Войтович объясняет идейным интересом. «Мы сами начинали свой бизнес с участия в фуд-маркетах, и понимаем, что молодому дизайнеру совсем не просто найти путь к покупателю. Наш интерес — создавать коммуникацию между людьми», - рассказывает он.
В «Ланчерии» стараются подходить к маркетам концептуально. К примеру, помогли благотворительному фонду «Круг», который продает керамику своих подопечных - глухонемых. В прошлом году в кафе устраивали распродажу от артистов театра «Ленком» — покупателям предлагались костюмы и бутафория из уже закрытых спектаклей. Театральная распродажа прошла с аншлагом.
Одним из первых таких мероприятий стал «Маркет бывших». Там можно было выставить на продажу то, что осталось от «второй половинки» после расставания.
Соседи
Гаражные распродажи распространяются на уровне городских районных сообществ. В минувшую субботу 22 декабря в Новослободском парке состоялась новогодняя благотворительная акция «Фломаркт», организованная соседской группой Facebook «Белорусская - Новослободская — Маяковская».
Одна из основных для «Фломаркта» стала благотворительная цель. Средства, вырученные на распродаже (а по итогам удалось собрать 80 тыс. руб), пойдут на помощь детскому хоспису «Дом с маяком», который недавно открылся рядом с метро «Новослободская», а также приюту для животных «Приют на ул. Зорге»
«Соседи придут пообщаться, принесут рукоделие, винтажные или не очень вещи, которыми могут обменяться. Формат флоумаркт, как блошиный рынок — взяли за основу, но главное тут было соседское общение. Товарно-денежные отношения не на первом месте, главное тут благотворительная составляющая», - рассказал один из организаторов «Флоумаркта» муниципальный депутат Яков Якубович.
По его словам, это не типичный garage sale, а соседское мероприятие по обмену подарками, сувенирами, и приобретение вещей за пожертвования.
Лайфстайл
Люба работает менеджером в event-агентстве. Офис ее компании находится в лофте в районе Бауманской, в окружении фотостудий, фэшн-бутиков и рекламных агентств. Около года назад Люба вместе с коллегами решили провести гаражную распродажу: «Опыт организации большой, порой хочется сделать что-то просто для души, а не для коммерции, к тому же у нас офисе была свободная площадь», - рассказала она.
Заручившись поддержкой руководства и проведя опрос среди знакомых в Facebook, они решили, что в одну из суббот их офис станет «гаражом». Продвигали мероприятие в Facebook, через сарафанное радио, развесили листовки по району, договорились с соседней кофейней, что та обеспечит участников гаражной распродажи кофе и печеньем, а взамен получит рекламу.
Свои вещи принесли 15 человек. Согласно принятым организаторами критериям отбора товаров, можно было продавать одежду секонд-хенд, однако обувь должна была быть обязательно если и не с чеком, то практически новой. В акции принял участие интернет-магазин премиальной одежды, который привез 100 рубашек.
Еще одним из продавцов стал коллега Любы, жена которого часто ходит на шопинг, но успевает надеть вещь один — два раза за сезон. Потом наряды уже не кажутся ей модными, и оказываются забытыми на дальней полке в гардеробной комнате.
Откликнулись на предложение поучаствовать в гаражной распродаже несколько молодых фэшн-дизайнеров, - выставляться на таких площадках и показать людям одежду своего производства для них — в порядке вещей.
«У нас было достаточно локальное мероприятие, но за день пришло порядка 100 покупателей, которые взяли половину всего что продавалось. Когда куплено больше трети — это уже успех», - уверена Люба.
«Людям интересно участвовать в таких мероприятиях, потому что прикольно прийти, «потусить», попить кофе, купить что-то по хорошей цене, - считает Любовь - Но это, конечно, не для заработка или экономии при покупках, - это лайфстайл-мероприятие, развлечение своего рода».
Пожалуй, главное в такого рода развлечениях - возможность найти не вещи даже, а провести время в окружении близких по духу и стилю людей. Впрочем, вероятно, стул из-под президента для кого-то тоже дорогого стоит.