Генеральный директор бюро «Северин Проект» – «МП»: «Разговоры о том, что в BIM вы экономите до 50-60% времени, абсолютно не соответствуют действительности»

Генеральный директор бюро «Северин Проект» – «МП»: «Разговоры о том, что в BIM вы экономите до 50-60% времени, абсолютно не соответствуют действительности»

Генеральный директор бюро «Северин Проект» – «МП»: «Разговоры о том, что в BIM вы экономите до 50-60% времени, абсолютно не соответствуют действительности»
Генеральный директор бюро «Северин Проект» – «МП»: «Разговоры о том, что в BIM вы экономите до 50-60% времени, абсолютно не соответствуют действительности» Александр Балабин. Фото предоставлено бюро «Северин Проект»
Зачем нужен BIM, почему им не пользуются на Западе и высок ли уровень московской архитектуры, корреспонденту «Московской перспективы» рассказал генеральный директор бюро «Северин Проект» Александр Балабин

- В свое время вы называли BIM деревяшкой с кнопками. Что изменилось сегодня?

- Да, было такое дело буквально год назад. Скажем так, динамика развития информационного моделирования высока. И за последний год, может быть, полтора, произошли изменения в лучшую сторону. Появляются новые версии софта, разработчики над этим трудятся, они нас , к счастью, слышат. И если раньше у проектировщиков удовлетворенность была на уровне 30-40%, максимум 50%, то на сегодняшний день - процентов на 70-90%. Другое дело, что софт до сих пор монополизирован и стоит немалых денег. Но деваться некуда. Есть этот софт, в нем и работаем.

Untitled-11.jpgКомплекс апартаментов в Тушино. Иллюстрация: «Северин Проект»

Существует четыре уровня интеграции BIM в проектирование. Нулевой уровень - когда все -работают в 2D, отдельные разделы выполняются в 3D. То есть это не работа в единой модели совсем. Интеграция происходит на словах или на столе, когда распечатываются чертежи, проектировщики разных разделов садятся вместе и их сравнивают. Это уровень, на котором «Северин Проект» находился года два-три с половиной назад. Коллеги-архитекторы брали чертежи конструкторов и интегрировали их в архитектуру, а потом выдавали их дальше инженерам и т.д.

Первый уровень интеграции BIM – когда пользователи работают уже и в 2D, и в 3D формате. Но BIM-модели носят базовую, первичную информацию. Они не выполнены по принципу классификатора, в них не интегрирована информационная модель. Это просто трехмерное проектирование, и все. На этом уровне нельзя сказать, что между всеми участниками процесса существует взаимопонимание, у каждого по - сути, своя модель. Просто взаимодействие организовано через среду общих данных, но полноценного взаимодействия между разными BIM-моделями не происходит.

020..jpgКомплекс апартаментов в Тушино. Иллюстрация: «Северин Проект»

Второй уровень – это то, что у нас было уже года полтора назад. На этом уровне появляется интегрированная федерированная[NM1] так называемая комплексная модель, над которой параллельно работают разные специалисты. Это работа довольно сложная, потому что до сих пор отсутствуют единые стандарты классификатора. То есть нет требований к самой цифровой модели на государственном уровне, поэтому каждый заказчик городит то, что хочет.

Сегодня большая часть компаний находится на первом-втором уровне, часть все еще остается на нулевом. Третий уровень, на котором, к счастью, находимся и мы, потому что стартовали мы рано,- находится считанное количество компаний. Третий уровень – это когда у вас произошла полная интеграция, проектировщики работают реально в единой модели и все делается по единому классификатору. Это действительно редкий случай. Я думаю, таких компаний не больше десятка на нашем рынке.

Интересно, что на Западе, в той же Великобритании, где я иногда бываю, BIM есть, но в нем на практике почти никто не работает. Дело в том, что у них нет государственного заказа и жесткого требования. "BIMу быть". Был разговор о том, что если проект стоит от 16 млн фунтов, то вы должны выполнять его в BIM. Но все понимают, что делать проект в BIM будет дороже, и ... не делают.

страница 29-2о.jpgЖК «Римские кварталы». Иллюстрация: «Северин Проект»

- Небольшое количество компаний, полноценно работающих в BIM, как-то связано с госзаказом?

- Нет никакой связи. Как может быть в госзаказе BIM, когда не утвержден классификатор? В госзаказе BIM примерно на первом, максимум на втором уровне находится. То есть формально он есть, но на самой начальной стадии. Не знаю ни одного случая, чтобы кто-то сдал проект в BIM, прошел проверку в BIM и получил положительное заключение в BIM.

Разговоры о том, что если вы проектируете в BIM и тем самым экономите до 50-60% времени – абсолютно не соответствуют действительности. Проектирование в BIM качественнее на порядок, но занимает категорически больше времени, чем обычно. И так будет еще долго, пока программа не станет автоматизированной, потому что сейчас в модель (классификатор) вы должны все данные забивать ручками.

страница 24-2.jpgЖК «Римские кварталы». Иллюстрация: «Северин Проект»

Мы первый проект с использованием BIM-технологий сделали 2008 году, а первый контракт, где было прописано "BIM", заключили только в 2014 году. Долгое время у девелоперов не было конкретных требований по BIM. Буквально года полтора назад ситуация началась меняться. Например, в процессе работы над проектом для «Донстроя» мы получили техническое задание на BIM уже когда находились на середине стадии "РД". После этого Заказчик впервые стал проверять документы на оплату работ от генерального подрядчика (КС-2, КС-3) только после подтверждения их объемов по выгрузкам из BIM-модели.

Люди хотят считать свои деньги – и BIM в этом крайне полезен. Почему именно банкиры -девелоперы стали его заказывать? Потому, что они ничего не понимают в строительстве, зато знают все про цифры и деньги. Их BIM заинтересовал в первую очередь именно этим. Имея BIM-модель, можно легко получить и проверить как смету на строительные работы, так и план-график этих работ.

Галька.jpgВинотерия. Иллюстрация: «Северин Проект»

- Кому еще BIM нужен?

- Проектирование в BIM очень полезно для самих проектировщиков. Имея больше инструментов, ты получаешь более качественную документацию. Ты крепче спишь ночью, потому что знаешь, что у тебя все точно где надо войдет на стройке.

С другой стороны, у нас до строителей BIM-технологии очень слабо доходят. Я знаю только две строительные компании, которые реально что-то знают про BIM и даже умеют им пользоваться в своей работе. Причем только одна из них российская, а вторая – турецкая.

Дальше возникает следующая проблема. На западе просто нет таких проектных компаний, как наша. Возможно, в Великобритании только у Нормана Фостера есть возможность содержать в штате полный набор проектировщиков всех специальностей. Даже Ричард Роджерс, например, не имеет своих инженеров. Это наша российская модель комплексного проектирования.

Окружение (2).jpg Винотерия. Иллюстрация: «Северин Проект»

Я когда-то был вынужден разогнать нашу компанию до нынешних размеров. Одних проектировщиков у нас сейчас 146 человек. И это даже не много. Но нам так проще. У нас был опыт работы с субпроектировщиками и фрилансерами, и это оказалось тяжело, потому что клиент хочет переделывать все постоянно и нон-стоп, а фрилансер хочет переделки уже за дополнительные деньги. А клиент за дополнительные деньги ничего заказывать не собирался с самого начала. Поэтому ты должен быть к этому готов, и в цифрах у тебя это должно быть. И в какой-то момент ты матереешь, начинаешь отстаивать свою самость и набираешь собственных специалистов.

В общем, оказалось, что поскольку в западных странах BIM никто не продвигает, банки его не требуют, там поспокойнее к нему отношение. Не очень сильно он востребован на сегодняшний день. Разве что на крупных показательных объектах, на небоскребах, например, или там где заказчик решил блеснуть перед своими коллегами, или просто захотел быть на острие прогресса.

doc20170707133701_001.jpg Винотерия. Иллюстрация: «Северин Проект»

А у нас ровно наоборот. Мы, собственно, в СЕВЕРИН ГРУПП интегрируем BIM в строительный процесс в целом, и в т.ч. в строительный контроль,. В «Северин проект» сейчас BIM-департамент – это 11 человек. При том, что когда мы начинали, у нас был один BIM-специалист, потом два. И нам казалось, что это даже много, и они зря едят хлеб. BIM – это сложная технология, которой нужно владеть. Специалистов никто не готовит. В других компаниях их нет. Никакие курсы не обеспечивают практические знания и опыт. А все потому, что нет единого стандарта, единого требования к классификатору. При этом, я не думаю, что у нас в Минстрое нет людей, которые могли бы сделать этот классификатор.

Счастье Ломоносовский 3.jpgЖК «Счастье» на Ломоносовском проспекте. Иллюстрация: «Северин Проект»

- Многие российские компании рассматривают возможность расширения бизнеса на Запад. Вы думали ли об этом?

- Да, мы думаем об этом и сейчас, и моя недавняя поездка в Лондон была ориентирована в том числе и на это. Но я понимаю, что заходить туда нужно спокойно, не суетясь. Для начала надо понять, как они работают и как мы можем интегрироваться в их систему. Поэтому я предложил помочь нескольким коллегам реализовать их концепции, с которыми они участвуют в тендерах на российском рынке. Мы сейчас ведем предварительные переговоры по паре проектов с иностранцами, которые уже выиграли тендеры в России. Мне интересно было бы с ними поработать в связке.

08..jpgКомплекс апартаментов в Тушино. Иллюстрация: «Северин Проект»

- Как вы в целом оцениваете качество московской архитектуры?

- Хорошее качество. Обратите внимание, у нас Сергей Гордеев из Группы ПИК полюбил голландцев. Но они же делают очень бытовую архитектуру, похожую на скандинавский дизайн. Все очень чистенько, и быстренько. Не всегда это работает.

Конечно, не нужно гнаться только за памятниками архитектуры. Мне, например, нравится дом, который Vesper построил на Остоженке. Это в общем очень хорошая, сдержанная, скромная архитектура. Или, например, то, что на Большой Ордынке мы делали вместе с бюро «Рождественка». Они делали всю архитектуру, а мы – всю инженерку и спецразделы. Это среднестатистическая архитектура, но на Большой Ордынке она выглядит свежо. К сожалению, клиенты не всегда выбирают лучший из предложенных архитекторами вариантов. Но как бы то ни было, я искренне благодарен всем нашим заказчикам.

Керчь.jpg

Реконструкция кинотеатра «Керчь». Иллюстрация: «Северин Проект»

- Правильно ли я понимаю, что ваши идеи, предложенные ADG, были впоследствии отвергнуты?

- Нет. Просто изначально ADG купили некую единую английскую концепцию по реновации столичных кинотеатров. Но это была довольно странная идея строить по всему городу разноформатные здания с фасадами, выполненными в единой стилистике. Так вот, они купили 39 объектов, из которых мы делали четыре. Все объекты, которые мы запроектировали получались разными. При этом, кстати, не все они остались кинотеатрами. Это скорее многофункциональные развлекательные центры, где будет много разных высокотехнологичных развлечений, вроде VR-центров, что-то про образование и культурный досуг, но основная функция – торговая.

Саяны1.jpgРеконструкция кинотеатра «Саяны». Иллюстрация: «Северин Проект»

Один из этих объектов – «Саяны», где, как это ни смешно, ADG был у нас третьим заказчиком. До этого для двух других инвесторов мы делали проекты реконструкции этого же объекта. Для ADG. мы разработали предпроект и проект и прошли все согласования и получили для положительное заключение экспертизы. Надеюсь, им удастся его построить, потому что само место, где он стоит, довольно странное. Второй объект - «Керчь». Его полностью сносят и строят на его месте новое здание по нашему проекту с увеличением площади. Вот Керчь как раз в части фасадов соответствует английской концепции. Третий - бывший «Восход», где вообще не будет кинопоказа. Он тоже "наш" от концепции до проекта. А «Звездный» останется как был - в основном кинотеатром. Более того, нам удалось убедить заказчика оставить исторический фасад здания. Внутри, конечно, все будет переделано в соответствии с современными нормативами, требованиями по части создания инклюзивной среды, безопасности итд. Но фасад мы сохранили.




Теги: #