ГИС-карты важнее чертежей - Московская перспектива
ГИС-карты важнее чертежей

ГИС-карты важнее чертежей

ГИС-карты важнее чертежей
ГИС-карты важнее чертежей
Когда рельеф диктует правила, а природа ставит ограничения, – как создать удобную среду, не нарушив гармонию места? Архитектор ЕИПП РФ Екатерина Нажегу о том, почему мастер-план для туристического кластера у Байкала стал самым сложным и вдохновляющим проектом в ее карьере.

– Расскажите о вашем опыте работы в ЕИПП РФ. С какими проектами вы работали и работаете сейчас?
– В ЕИПП я работаю с проектами, которые касаются развития целых территорий – это могут быть и новые районы, и обновление уже существующих территорий различных масштабов. Мы занимаемся разработкой мастер-планов, генеральных планов, проектов планировки территории. Важно, что здесь ты не просто рисуешь, как будет выглядеть пространство, а думаешь, как всё начнет работать: как люди станут передвигаться, где расположатся объекты социальной инфраструктуры, как станет обеспечиваться транспортная доступность. Это про комплексный подход.

– Чем работа архитектора в ЕИПП РФ отличается от общей архитектурной практики?
– Наверное, главное отличие – это масштаб. Здесь ты чаще смотришь не на конкретное здание, а на район, целый город или даже субъект. И фокус смещается с формы на функцию: как устроено пространство, как работает среда, что с доступностью, с плотностью, с инфраструктурой. Это такая работа на стыке архитектуры, градостроительства и аналитики. И мне это близко – нравится видеть не только красивый объект, но и то, как он включен в систему, как на него реагируют город и люди.

– Какой проект, реализованный в рамках ЕИПП РФ, вы считаете самым интересным и почему? С какими сложностями столкнулись при его разработке и реализации?
– Один из проектов, который мне особенно запомнился, – это мастер-план туристической территории в Иркутской области, рядом с музеем «Тальцы». Это очень красивое место – с богатой историей, уникальной природой, оно находится рядом с Байкалом. Задача была в том, чтобы аккуратно встроить современную туристическую инфраструктуру, учитывая атмосферу места и природные объекты.

Мы много работали с рельефом, с ограничениями по охране природных территорий, продумывали пешеходные маршруты, велодоступность, точки притяжения. Сложность заключалась в том, что территории нужны были сценарии развития на разные сезоны – чтобы туристам было интересно и летом, и зимой. Дополнительно нужно было связать территорию с этнографическим музеем, чтобы он остался ядром притяжения, а не затерялся среди нового. Было много обсуждений и вариантов концепции, в итоге получился проект, который учитывает и потребности людей, и характер места. Он не навязывает, а раскрывает потенциал территории.

– Как современные технологии (ГИС, искусственный интеллект) помогают в вашей работе? Какие технологии вы используете чаще всего?
– Геоинформационная система – это уже базовый инструмент: он помогает анализировать территорию, выявлять ограничения, смотреть, как сочетаются функции, инфраструктура, природные условия. Мы используем его в каждом проекте.
Искусственный интеллект пока применяется точечно. Например, для предварительного анализа территории – инструменты, которые сканируют спутниковые карты и помогают быстро получить общее представление. Очевидно, что эта область активно развивается и скоро станет неотъемлемой частью нашей профессии. Именно поэтому я сейчас прохожу курс повышения квалификации по применению нейросетей в разработке концепций городской среды. Хочется быть готовой к тому, как будет выглядеть профессия завтра.

– Где вы черпаете вдохновение для своих проектов?
– Меня больше всего вдохновляют путешествия. Когда оказываешься в другом городе или стране, особенно если среда сильно отличается от привычной, начинаешь по‑новому смотреть и на собственную работу. Очень много идей приходит именно из наблюдений: как устроены улицы, как работает общественное пространство, как люди взаимодействуют с городом. Особенно меня впечатлила поездка в Китай – там смелые градостроительные решения, высокая плотность, необычные подходы к организации среды. Эти впечатления потом долго работают, иногда в самый неожиданный момент вспоминаешь что-то, что видел в поездке, и это помогает найти решение в проекте.

– Как вы взаимодействуете с другими специалистами – экологами, специалистами транспортной, инженерной и социальной инфраструктур – при работе над проектами в ЕИПП РФ?
– Взаимодействие с экспертами из смежных областей – ключевая часть нашей работы. Мы изначально подходим к проекту как к междисциплинарной задаче, где важно выстроить общий язык между архитектурой, транспортом, инженерной и социальной инфраструктурой, экологией и экономикой. Часто мы выступаем кураторами проекта: учитываем вводные от разных специалистов в целостную пространственную структуру. Это требует не только понимания своей части проекта, но и эмпатии к задачам других, базовых знаний во всех сферах и, конечно, гибкости в принятии решений. Когда получается создать синхронизированную команду, качество проекта возрастает в разы.

Теги: #