Город для жизни - Московская перспектива

Город для жизни

Город для жизни
Город для жизни
21 октября исполнилось девять лет со дня вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы

За девять лет, которые Москвой руководит Сергей Собянин, в городе полностью изменился вектор градостроительной политики, а портфель уникальных проектов пополнился такими объектами, как МЦК, МЦД, хордовое кольцо и БКЛ метро. Бурное развитие строительной отрасли обеспечивает стабильность городской экономики, создавая надежный фундамент для успешной реализации национальных проектов в здравоохранении, образовании и жилищной политике.

2010 году Сергей Собянин сформировал основные принципы градостроительной политики Москвы: это развитие транспортной системы, обеспечение комплексного развития городских территорий, создание новых центров притяжения, снижение административных барьеров в целях привлечения инвестиций в строительную сферу и в целом в экономику города. Кроме того, была обозначена самая главная цель развития Москвы – сделать мегаполис удобным и комфортным для жизни. Сегодня, спустя девять лет после смены руководства города, можно сказать, что все заявленные принципы неукоснительно соблюдаются и уже привели к позитивным результатам, которые очевидны всем – и самим горожанам, и гостям столицы. Темпы строительства недвижимости по сравнению с 2010 годом выросли больше чем в два раза (в этом году ожидается ввод 10 млн кв. метров площадей различного назначения), при этом власти, насколько это возможно, свели к минимуму негативное влияние стройки на городскую среду и повседневную жизнь москвичей.

Все эти годы драйвером развития столицы остается Адресная инвестиционная программа (АИП). Несмотря на все сложности, проблемы и кризисы, столичные власти приняли принципиальное решение поддержать стройки как основу стабильности и развития городской экономики. Приоритеты АИП также были обозначены мэром девять лет назад и с тех пор не меняются: две трети расходов стабильно направляются на решение самой главной проблемы Москвы – транспортной. За эти годы было построено 155 км новых линий и 81 станция метро и МЦК. Протяженность столичной подземки выросла в 1,5 раза, дойдя до районов, где раньше и не мечтали о доступном скоростном транспорте. Также за эти годы реконструировали или построили 170 км железнодорожных путей, 800 км дорог и 480 инженерных сооружений – тоннелей, эстакад, путепроводов, подземных пешеходных переходов и т.д. Промежуточным итогом этой масштабной и сложной работы стала разгрузка 35 «старых», т.е. открытых до 2011 года, станций метро. Количество участков подземки, работающих с превышением пропускной способности, сократилось вдвое – с 16 до 8.

Открытие в июне 2019 года первого участка Некрасовской линии позволило вздохнуть свободнее пассажирам самой загруженной Таганско-Краснопресненской линии. На остальных радиальных направлениях перераспределение потоков пассажиров произойдет через 3–4 года, когда заработают Большая кольцевая линия метро (БКЛ) и Московские центральные диаметры (МЦД). «По темпам и объемам метростроения в мировых рейтингах мы сегодня уверенно обгоняем и Пекин, и Стамбул, и Мехико, и Берлин, и Нью-Йорк, и другие мегаполисы. В Европе так мы вообще абсолютные лидеры! – говорит глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. – С 2011 года темпы и объемы метростроения в пять раз превышают те, что были в советские времена, когда столичное метро строила вся страна».

В 2020–2022 годах в рамках новой АИП планируется ввести в эксплуатацию еще 67,7 км линий, 27 станций и два электродепо. Это, в частности, участки Большой кольцевой, Солнцевской (от «Рассказовки» до станции «Внуково»), Сокольнической (от «Коммунарки» до «Потапово»), Люблинско-Дмитровской (от «Селигерской» до района Северный) линий.

Кроме того, планируется создать задел для развития подземки после 2022 года, включая новые Коммунарскую, Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую ветки. Столичные власти прогнозируют, что после завершения утвержденной программы, к 2027 году, в шаговой доступности от станций метро будут жить 95% москвичей.

В свою очередь, планы развития железнодорожного транспорта предусматривают строительство дополнительных главных путей, а также реконструкцию и строительство новых железнодорожных станций для поэтапного ввода Московских центральных диаметров. В настоящее время речь идет о пяти сквозных маршрутах – это в общей сложности 375 км пути и 186 станций. Благодаря МЦД улучшится транспортное обслуживание 9,6 млн человек – 6,9 млн москвичей и 2,7 млн жителей 17 городов Московской области. Пассажиропоток диаметров составит более 300 млн человек в год. Нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру столицы, по прогнозам, сократится на 10–12%.

В сфере дорожного строительства среднегодовой ввод планируется сохранить на уровне 100 км. В 2020–2022 гг. в рамках АИП будет построено свыше 300 км дорог, более 60 пешеходных переходов и около 100 искусственных сооружений. Основными приоритетами программы являются завершение строительства хордовых магистралей, продолжение формирования транспортной системы ТиНАО, строительство южного дублера Кутузовского проспекта, а также завершение программы реконструкции развязок на МКАД.

Городские инвестиции в транспортную инфраструктуру уже доказали свою эффективность.

Каждый рубль, вложенный в ее развитие, приносит три рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и прочие сегменты столичной экономики. В этом году, согласно прогнозам, Москва привлечет рекордный объем внебюджетных ресурсов – 2,6 трлн руб., в два раза больше, чем за предыдущие годы. Растут и поступления в столичный бюджет: подоходный налог по итогам года, как ожидается, вырастет на 10%, налог на прибыль – на 15%. «Любые национальные проекты реализуются на основе развития экономики. Поэтому первое, на что мы смотрим, – как развивается ситуация с ростом промышленности, инвестиций и так далее. У нас показатель ВРП – увеличение не менее чем на 15% по сравнению с прошлым годом, это большой объем», – отмечает Сергей Собянин.

Стабильность городской экономики и инвестиционная привлекательность Москвы создают надежный фундамент для реализации национальных проектов. По строительству жилья мегаполис практически приблизился к целевому показателю 3,6 млн кв. метров в год. С 2020 по 2022 год на средства АИП и Московского фонда реновации жилой застройки планируется построить 3,4 млн кв. метров жилья. В кварталах, которые возводятся для переселенцев, создадут комфортную городскую среду с благоустроенными зелеными дворами, парками и зонами для отдыха. По решению столичного градоначальника программа предусматривает строительство не только жилья, но и детских садов, школ, поликлиник, спортивных объектов. «Важно, чтобы все жители видели, что район в целом улучшается», – подчеркивает Сергей Собянин. К настоящему моменту введено в эксплуатацию 47 стартовых домов, переехали или находятся в стадии переезда 15 тыс. москвичей – участников программы.

В следующем году в рамках нацпроекта по здравоохранению начнется работа по обновлению медучреждений столицы: в течение трех лет 134 московские поликлиники будут реконструированы с учетом новых стандартов, которые согласованы с Министерством здравоохранения.

В ближайшие три года в рамках АИП планируется возвести еще 230 новых социальных объектов в 109 районах Москвы. В частности, речь идет о строительстве 82 зданий школ и детских садов, 32 поликлиник, 21 больничного корпуса и шести подстанций скорой медицинской помощи. «У нас все проекты – ключевые, потому что работают на достижение главной цели: сделать Москву городом, удобным для жизни, для людей. Транспорт, здравоохранение, образование, культура, спорт, городская среда, социальная защита – в этих и других сферах мы добились зримых перемен к лучшему, но останавливаться на достигнутом не собираемся, – подчеркнул Сергей Собянин. – Чем сложнее задача, тем ценнее успех».