Город пошел ва-банк

Город пошел ва-банк

Город пошел ва-банк
Город пошел ва-банк
Москва задает тон развитию всей страны

Миллиарды, вложенные в развитие городской среды, окупаются. Причем это можно подсчитать не метафизическими показателями вроде комфорта прогулок и любви горожан, а вполне конкретными цифрами. К такому выводу пришли эксперты в ходе дискуссии «Инвестиции в развитие городской среды» в рамках Петербургского международного экономического форума. Одним из главных гостей встречи стал мэр Москвы Сергей Собянин.

Москва во главе с Сергеем Собяниным задала тон всей публичной дискуссии о благоустройстве. Пока в регионах ржавели советские аттракционы в парках, а мэры судорожно искали, куда разместить еще тысячу новых автомобилей горожан, столица методом проб и ошибок нащупывала новый вектор.

Мастер-планы

«В российских городах производится больше половины валового внутреннего продукта, живет 75% населения, при этом они занимают всего полпроцента территории, – начал встречу председатель совета директоров Rambler&Co Александр Мамут. – При такой высокой компактности и концентрации людей это важный формат, которым заниматься нужно фундаментально».

Города сегодня – это территории, где жителям комфортно и интересно, где за счет качественной среды развивается малый бизнес, а пространства дают синергию, увеличивая всеобщее благосостояние.

Одна из первостепенных задач, поставленных президентом РФ, – строительство 120 млн кв. метров жилья в год. Это советские показатели эпохи индустриального домостроения, что само по себе труднодостижимо. Но еще сложнее сделать это жилье качественно новым, отбросить устаревшие градостроительные нормы и возводить современные комфортные города.

«Жилое строительство нам предстоит удвоить и создать фактически за пять лет одну треть жилого фонда, – рассказал вице-премьер Виталий Мутко. – Безусловно, здесь без стандартов комплексного освоения территорий, реновации территорий не обойтись. Люди хотят покупать жилье в среде. Мы разработали стандарты, опираясь на лучший мировой опыт, и сейчас они носят рекомендательный характер, но мы движемся к тому, чтобы они стали обязательными».

Мутко особенно подчеркнул, что люди сегодня покупают не квартиру, а среду. Возможность отдохнуть, интересно провести время, быстро и комфортно добраться до работы – без всего этого массовое строительство обернется образованием неликвидных трущоб на городских окраинах. И тогда программа реновации по московскому образцу понадобится всей стране, и стоить она будет космических денег.

«Надо менять градостроительные подходы. Во многом Москва это сделала, запретив строительство панельных домов старых серий, которые уродовали город, – отметил генеральный директор АО «ДОМ.РФ» Александр Плутник. – В будущем подобных спальных районов, откуда люди уезжают на работу и приезжают на ночь не должно быть. Мы пытаемся строить современный город, но держимся за старые нормативы и очень осторожно от них отступаем».

С другой стороны, если в небольшом городе будет все необходимое для жизни, это остановит отток трудоспособного населения и деградацию поселений.

Первая скрипка

Москва прошла тернистый путь первопроходца. Перемены в привычном укладе жизни сложно принять, еще сложнее вынести грандиозный ремонт и перекопанный город. Нужны серьезная прозорливость и политическая воля, чтобы инициировать перемены, ведь почти каждый новый шаг будет сопровождаться скандалом.

«Девять лет тому назад мы активно обсуждали снос ларьков, и это было в новостных топах темой номер один, – напомнил мэр Москвы Сергей Собянин. – Нас обвиняли в том, что мы не уважаем частную собственность, разрушаем малый бизнес. Несколько лет назад вся Тверская была завешена баннерами, а неба над ней не было видно. Начался скандал с операторами связи, когда мы начали снимать пучки проводов с наших домов и улиц. Затем мы взялись за витрины и вывески, заставляя коммерсантов сделать их прозрачными и красивыми. Потом мы вообще покусились на святое: запретили машинам стоять на тротуарах и ввели еще более страшную вещь – платную парковку. И совсем безобразное, что было нетерпимо в городе, – перекопали улицы».

Дискуссии были громкими и подчас скандальными. Как отметил мэр, поскольку происходящее в Москве обсуждает вся Россия, столица задала тренды – и исход этих трендов не был очевиден.

Это была игра ва-банк, провал которой стоил бы карьеры многим московским чиновникам. Собянин отметил, что 3–4 года назад большинство сидящих в зале экспертов проголосовало бы против таких перемен. Но результат говорит сам за себя – комплексные преобразования дали синергетический эффект. В Москве создано пространство, которое европейские города создавали на протяжении всей истории своего существования.

«Были удачные, были неудачные решения. Но в целом мы получили пространство, на которое потом вышли миллионы людей – на праздники, фестивали, просто погулять по своему городу», – подытожил Собянин.

Результат же «убийства бизнеса» говорит сам за себя: количество ресторанов и кафе выросло в полтора раза, а летних веранд – вдвое. Капитализация зданий в зонах преобразований увеличилась в 20–30 раз. В целом торговых мест стало больше почти вдвое.

Затраты окупились ростом турпотока и малого бизнеса, и теперь инвестиции генерируют доход.

Экспорт компетенций

Сравнив бюджеты, которые выделяют регионы на благоустройство, эксперты пришли к неутешительным выводам – деньги есть. Нет понимания, что с ними делать. Например, Татарстан делает общественные пространства, о которых говорит вся страна, тратя заметно меньше денег, чем соседняя Башкирия.

«Надо обсуждать, не какие будут города, а управленческие решения, которые приводят к тому, чтобы было как в Москве, – предложил Сергей Капков (сейчас – сотрудник МГУ, а в недавнем прошлом – глава департамента культуры столицы). – Какие регионы имеют программу комплексного развития и благоустройства города? Москва! И Московская область берет пример. А в каком другом регионе это есть? Большинство губернаторов не знает имени главного архитектора. Это не вопрос того, какие будут детские площадки и фонарные столбы. Это вопрос управленческих решений, которые системно принимаются только в Москве. Парк «Зарядье» – это вершина программы благоустройства 105 парков. Должны появляться программы комплексного озеленения, создания общественных пространств. А когда федеральные деньги губернаторы тащат на дворы, они выпадают из ответственности федерального центра. А центр должен создавать что-то знаковое, большое и интересное».

Завершил сессию Виталий Мутко. Он пообещал организовать новую волну обучения градостроительных кадров по программе «Архитекторы.РФ» и в октябре закончить формирование индекса качества городской среды. Рейтинг будет открытым и публичным.

Теги: #