«Искусственный интеллект регистратора никогда не заменит»

▶ Мария Сергеевна, что было самым важным в развитии и модернизации системы регистрации?
– Самое главное – это постепенный процесс постоянного улучшения взаимоотношений с нашими заявителями. За последние годы Росреестру удалось войти в число лидеров в рейтинге открытости среди других госорганов. Сейчас очень много проектов ведомства направлены на повышение качества жизни наших граждан, чтобы не возникало никаких проблем при обращении в госструктуру. Когда человек приобретает или продает квартиру, это очень важный для него шаг, возможно, самая большая сделка в течение всей его жизни. И задача Росреестра – создать такие условия, чтобы заявитель мог подать документы без очередей и получить результат оказанной ему услуги в максимально короткие сроки.
Именно для этого была выстроена работа со всеми 134 МФЦ в Москве, где люди за 15 минут подают документы в Росреестр на сделку в отношении своей недвижимости. В прошлом году мы перешли на безбумажный оборот с центрами госуслуг, что позволило обеспечить получение услуги по оформлению недвижимости в других регионах, не выезжая за пределы Москвы. Например, человек живет в Москве, а у него есть квартира в Сургуте, которую он собирается продать. Он может пойти в любой офис госуслуг в нашем городе и подать заявление, и оно прилетит в Сургут по защищенным каналам связи. Регистратор в Сургуте в течение установленного срока внесет соответствующую запись в реестр, а результат госуслуги – выписка из ЕГРН – вернется в Москву по тем же каналам связи, и его можно будет получить по месту обращения. Это еще один шаг, направленный на улучшение качества жизни нашего заявителя: мы бережем его время и силы. Также через электронные сервисы Росреестра при взаимодействии с кредитными организациями можно оформить сделку с застройщиком, взять ипотечный кредит. Заявитель пришел в банк, оформил ипотеку – и так же через банк подал документы в орган регистрации. С августа 2021 года мы приступили к проекту электронной регистрации за 24 часа. Документы, которые подаются банками по данной системе взаимодействия, оформляются менее чем за сутки.
▶ Какими качествами должен обладать специалист, который видит все персональные данные собственников недвижимости?
– В первую очередь сотрудник, который работает с персональными данными, должен четко понимать, что он федеральный государственный гражданский служащий и его основная задача – не допустить нарушений прав и законных интересов граждан, которые доверили ему свои личные документы и сведения о, пожалуй, самом сокровенном –
о своей недвижимости. Я работаю 18 лет, и многие сотрудники здесь работают очень-
очень давно. Конечно, есть приток молодого поколения, и те, кто решает посвятить себя Росреестру, четко понимают, с какими данными они работают, как нужно себя вести на госслужбе, с тем чтобы не допустить нарушений. Это, пожалуй, основное.
▶ Есть ли мифы о Росреестре, которые вы можете развеять?
– Первый: Росреестр – закрытое ведомство. Это совсем не так. Мы активно представлены на всех информационных площадках города по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости, напрямую встречаемся с заявителями и регулярно проводим консультации по телефонам отделов Управления и на сайте мэра в режиме on-line. Кстати, также на сайте мэра с ноября прошлого года мы начали консультировать мобилизованных граждан и членов их семей по услугам Росреестра. Кроме того, на регулярной основе проводим семинары для профсообщества. Хочу отметить, что по рейтингу Счетной палаты РФ Росреестр вошел в топ-3 наиболее открытых органов власти. Наша основная цель – снять барьеры везде, где это возможно. Следующий миф: электронные сделки – это долго и ненадежно. Конечно, это не так. Как я уже говорила, Росреестр разработал ряд проектов, таких как ипотека за 24 часа – и документы, поданные в электронном виде, рассматриваются в данный срок. Более того, по поручению Марата Шакирзяновича Хуснуллина Росреестром с правительством Москвы подписана дорожная карта 1.0, одной из главных целей которой является сокращение срока осуществления государственной регистрации по электронным документам. Так, к концу 2022 года срок регистрации по бытовой недвижимости составил 0,9 рабочего дня.
Заявителю нужно только оформить квалифицированную электронную подпись, с помощью которой можно удостоверять электронные документы, а также подавать и получать сведения из информационных систем органов исполнительной власти. Напомню, что электронная подпись обладает такой же юридической силой, что и собственноручная подпись гражданина. Так что электронная регистрация – это и быстро, и надежно. Более того, в целях популяризации электронных услуг Росреестр планирует запустить сервис «Дом из дома» с виртуальной «комнатой сделок». Этот сервис позволит дистанционно искать и покупать недвижимость, а также регистрировать права на нее.
▶ Как в будущем может измениться система регистрации? Появится искусственный интеллект?
– Конечно, в условиях сокращенного до часов срока осуществления государственной регистрации не обойтись как без совершенствования нормативной базы, так и без создания цифровых помощников регистратора. Так, Росреестр разработал сервис «Цифровой помощник регистратора – ЕВА», в основе которого предобученные нейронные сети. Данный сервис позволяет провести предварительную автоматическую проверку документов при их приеме, а также автоматизировать ввод необходимых сведений в базу данных, переведя документы в машиночитаемый формат.
А вот решение о том, регистрировать вашу недвижимость или нет, конечно, останется за регистратором – человеком, не просто окончившим высшее учебное заведение, а опытным специалистом, который подтвердил свои знания перед специальной комиссией и получил статус государственного регистратора прав. Особо хочу отметить, что регистратор несет всю полноту ответственности за решения, ошибки и нарушения, вплоть до уголовного преследования.
Так что, как вы сами убедились, работа Росреестра организована на высшем уровне, все данные о правах и объектах, вносимые в нашу базу, надежно защищены. Благодаря цифровизации услуг нашего ведомства экономятся время и силы наших потребителей, сокращаются сроки и снимаются административные барьеры, и ни один из вопросов не остается нерешенным.