«Искусственный интеллект регистратора никогда не заменит»

«Искусственный интеллект регистратора никогда не заменит»

«Искусственный интеллект регистратора никогда не заменит»
«Искусственный интеллект регистратора никогда не заменит»
Мало построить дом, его важно сохранить. Именно для того, чтобы уберечь и распоряжаться своим недвижимым имуществом, надо получить право собственности в Росреестре. Государственный регистратор прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости всю информацию об объекте и его правообладателе, и только потом покупатель становится полноправным собственником квартиры. Сейчас в России единственным доказательством права собственности на объекты недвижимости является запись в реестре, которая подтверждается выпиской из ЕГРН, хотя многие москвичи до сих пор помнят бумажные розовые свидетельства. Как менялся Росреестр и каким был путь от бумаги к цифровым сервисам, знает заместитель руководителя Управления Росреестра по Москве Мария Макарова. В марте исполнится ровно 18 лет с начала ее государственной службы.

▶ Мария Сергеевна, что было самым важным в развитии и модернизации системы регистрации?
– Самое главное – это постепенный процесс постоянного улучшения взаимоотношений с нашими заявителями. За последние годы Росреестру удалось войти в число лидеров в рейтинге открытости среди других госорганов. Сейчас очень много проектов ведомства направлены на повышение качества жизни наших граждан, чтобы не возникало никаких проблем при обращении в госструктуру. Когда человек приобретает или продает квартиру, это очень важный для него шаг, возможно, самая большая сделка в течение всей его жизни. И задача Росреестра – создать такие условия, чтобы заявитель мог подать документы без очередей и получить результат оказанной ему услуги в максимально короткие сроки.

Именно для этого была выстроена работа со всеми 134 МФЦ в Москве, где люди за 15 минут подают документы в Росреестр на сделку в отношении своей недвижимости. В прошлом году мы перешли на безбумажный оборот с центрами госуслуг, что позволило обеспечить получение услуги по оформлению недвижимости в других регионах, не выезжая за пределы Москвы. Например, человек живет в Москве, а у него есть квартира в Сургуте, которую он собирается продать. Он может пойти в любой офис госуслуг в нашем городе и подать заявление, и оно прилетит в Сургут по защищенным каналам связи. Регистратор в Сургуте в течение установленного срока внесет соответствующую запись в реестр, а результат госуслуги – выписка из ЕГРН – вернется в Москву по тем же каналам связи, и его можно будет получить по месту обращения. Это еще один шаг, направленный на улучшение качества жизни нашего заявителя: мы бережем его время и силы. Также через электронные сервисы Росреестра при взаимодействии с кредитными организациями можно оформить сделку с застройщиком, взять ипотечный кредит. Заявитель пришел в банк, оформил ипотеку – и так же через банк подал документы в орган регистрации. С августа 2021 года мы приступили к проекту электронной регистрации за 24 часа. Документы, которые подаются банками по данной системе взаимодействия, оформляются менее чем за сутки.

▶ Какими качествами должен обладать специалист, который видит все персональные данные собственников недвижимости?
– В первую очередь сотрудник, который работает с персональными данными, должен четко понимать, что он федеральный государственный гражданский служащий и его основная задача – не допустить нарушений прав и законных интересов граждан, которые доверили ему свои личные документы и сведения о, пожалуй, самом сокровенном –
о своей недвижимости. Я работаю 18 лет, и многие сотрудники здесь работают очень-
очень давно. Конечно, есть приток молодого поколения, и те, кто решает посвятить себя Росреестру, четко понимают, с какими данными они работают, как нужно себя вести на госслужбе, с тем чтобы не допустить нарушений. Это, пожалуй, основное.

▶ Есть ли мифы о Росреестре, которые вы можете развеять?
– Первый: Росреестр – закрытое ведомство. Это совсем не так. Мы активно представлены на всех информационных площадках города по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости, напрямую встречаемся с заявителями и регулярно проводим консультации по телефонам отделов Управления и на сайте мэра в режиме on-line. Кстати, также на сайте мэра с ноября прошлого года мы начали консультировать мобилизованных граждан и членов их семей по услугам Росреестра. Кроме того, на регулярной основе проводим семинары для профсообщества. Хочу отметить, что по рейтингу Счетной палаты РФ Росреестр вошел в топ-3 наиболее открытых органов власти. Наша основная цель – снять барьеры везде, где это возможно. Следующий миф: электронные сделки – это долго и ненадежно. Конечно, это не так. Как я уже говорила, Росреестр разработал ряд проектов, таких как ипотека за 24 часа – и документы, поданные в электронном виде, рассматриваются в данный срок. Более того, по поручению Марата Шакирзяновича Хуснуллина Росреестром с правительством Москвы подписана дорожная карта 1.0, одной из главных целей которой является сокращение срока осуществления государственной регистрации по электронным документам. Так, к концу 2022 года срок регистрации по бытовой недвижимости составил 0,9 рабочего дня.

Заявителю нужно только оформить квалифицированную электронную подпись, с помощью которой можно удостоверять электронные документы, а также подавать и получать сведения из информационных систем органов исполнительной власти. Напомню, что электронная подпись обладает такой же юридической силой, что и собственноручная подпись гражданина. Так что электронная регистрация – это и быстро, и надежно. Более того, в целях популяризации электронных услуг Росреестр планирует запустить сервис «Дом из дома» с виртуальной «комнатой сделок». Этот сервис позволит дистанционно искать и покупать недвижимость, а также регистрировать права на нее.

▶ Как в будущем может измениться система регистрации? Появится искусственный интеллект?
– Конечно, в условиях сокращенного до часов срока осуществления государственной регистрации не обойтись как без совершенствования нормативной базы, так и без создания цифровых помощников регистратора. Так, Росреестр разработал сервис «Цифровой помощник регистратора – ЕВА», в основе которого предобученные нейронные сети. Данный сервис позволяет провести предварительную автоматическую проверку документов при их приеме, а также автоматизировать ввод необходимых сведений в базу данных, переведя документы в машиночитаемый формат.

А вот решение о том, регистрировать вашу недвижимость или нет, конечно, останется за регистратором – человеком, не просто окончившим высшее учебное заведение, а опытным специалистом, который подтвердил свои знания перед специальной комиссией и получил статус государственного регистратора прав. Особо хочу отметить, что регистратор несет всю полноту ответственности за решения, ошибки и нарушения, вплоть до уголовного преследования.

Так что, как вы сами убедились, работа Росреестра организована на высшем уровне, все данные о правах и объектах, вносимые в нашу базу, надежно защищены. Благодаря цифровизации услуг нашего ведомства экономятся время и силы наших потребителей, сокращаются сроки и снимаются административные барьеры, и ни один из вопросов не остается нерешенным.

Теги: #