История на конной тяге

История на конной тяге

История на конной тяге
История на конной тяге
Столичный трамвай отмечает день рождения

Современную Москву невозможно представить без метро, трамваев, МЦК и электричек. Рельсовый транспорт – основа пассажирской инфраструктуры города. А началась его история 7 июня 1872 года, когда в столице стартовало строительство первой конно-железной дороги. Линия прошла от Иверских ворот до Брестского вокзала (ныне Белорусский). Она положила начало регулярным пассажирским перевозкам и первому транспортно-пересадочному узлу.

В 1872 году население Москвы составляло свыше 600 тысяч человек. Сегодня любой город с такой численностью жителей имеет налаженную систему общественного транспорта. А почти 150 лет назад даже Белокаменная не могла похвастаться наличием надежного, комфортного и регулярного пассажирского движения. В основном москвичи пользовались услугами частных извозчиков, но позволить себе такие поездки могли далеко не все. Также несколько раз в день по городу проезжали линейки – открытые повозки, путь которых пролегал по булыжным мостовым. Нетрудно представить, как чувствовали себя их пассажиры. Самые солидные омнибусы с четверкой лошадей были рассчитаны на 40 мест – в народе их называли «сорок мучеников». Конечно, линейки, аналогом которых можно считать современные маршрутки, не могли стать основой пассажирской системы города, вопрос с общественным транспортом необходимо было решать как можно скорее.

К середине XIX века железные дороги получили серьезное развитие, преимущества рельсового транспорта были очевидны. Но пустить паровозы по городским улицам не представлялось возможным. Выход нашли в создании конно-железной дороги, или конки, ставшей предшественником электрического трамвая.

Первая конка открылась в 1831 году в Нью-Йорке. Все убедились в том, что лошади на гладком рельсовом пути способны тянуть вагоны с большим числом пассажиров. Однако сами рельсы мешали остальному гужевому движению. Это продолжалось до тех пор, пока французский инженер Альфонс Луба не создал их городской вариант – с желобом: рельсы можно было легко «утопить» в мостовой. Вскоре новый вид транспорта распространился по Европе, а в 1854-м первая конка начала работу в столице того времени – Санкт-Петербурге.

Власти Москвы обсуждали прокладку конно-железной дороги в городе еще в 1863 году, но окончательный проект первой линии был утвержден только в апреле 1872-го. История московской конки началась 7 июня того же года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первые рельсы – от Тверской заставы до Красной площади. Строилась линия по проекту графа Уварова, возведение приурочили к 200-летию Петра I
и проведению в городе масштабной промышленной выставки. Изначально ветку планировали использовать как грузовую – по ней экспонаты выставки должны были доставляться к Кремлю от Брестского вокзала. Но потом было принято решение и о пассажирских перевозках.

Право на эксплуатацию линии получил коммерсант Гурьев. Он закупил в Англии восемь двухэтажных вагонов. Первый этаж был закрытым, а второй, который впоследствии стали называть империалом, – открытым. Длина вагонов достигала восьми метров, ширина – двух. Вмещали они по 40 пассажиров, которые сидели на верхних и нижних скамьях. При этом дамам занимать верхние ряды не рекомендовалось. По рельсам вагон тянула пара лошадей, которыми правил кучер. Двойки не могли справиться с крутыми подъемами, поэтому в сложных местах дежурили форейторы – мальчики-подростки, которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место.

На торжественном открытии линии присутствовал Александр II. Император остался очень доволен новым видом общественного транспорта. Газета «Русские ведомости» сообщила читателям: «Вагоны очень красивы и по изяществу отделки не оставляют желать ничего лучшего». В первый же день конки перевезли 8 тысяч пассажиров. Москвичи не только с удовольствием развлекались катанием в новых вагонах, но и пользовались линией, чтобы добраться до вокзала. Так в Москве образовался, по сути, первый ТПУ.

За несколько лет Первое общество конно-железных дорог графа Уварова выстроило в Москве целую транспортную сеть. В 1855 году на рынок вышла еще одна компания – Главное общество конно-железных дорог. Конкуренты начали прокладку линий по Садовому кольцу и на окраины города. В 1891 году две компании объединились, а общая длина конных линий составила более 94 км. На 25 маршрутах курсировал 241 вагон (более 2000 лошадей и 400 вагонов), в городе работали девять конных депо. Была разработана и новая билетная система – по всем направлениям по одному пересадочному талону, что удешевляло стоимость проезда и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой.

Фактически конно-железные дороги стали предшественниками электрических трамваев. В 1902 году был разработан план по электрификации московской конки, а спустя три года в городе начала работать первая трамвайная линия – от Сухаревской площади к Марьиной Роще. Пользоваться вагонами на лошадиной тяге продолжили до 1912 года. В начале 1900-х годов город выкупил конку у частных компаний, постепенно ее заменили электрической трамвайной сетью.

Теги: #