Как будет развиваться пассажирский флот в Москве
«После постройки суда пройдут необходимые испытания. С их выходом на регулярные речные маршруты столичный электрофлот увеличится почти на 50 процентов», — сообщил Мэр Москвы. Строительство причалов, которые способны принимать до двух судов одновременно, также началось. В процессе посадки и высадки пассажиров они работают как зарядное устройство. Такое решение не имеет аналогов в мире. Развитие регулярного речного электротранспорта в столице продолжается. К 2030 году планируется организовать еще около пяти маршрутов. Кроме того, появится несколько десятков судов и причалов.
Первый рейс
Первый маршрут электротрамвая запустили в Москве год назад – в июле 2023 года. Первый маршрут проходит между причалами «Киевский» и «Сердце столицы», его протяженность составляет 6,5 километров. Работают на первом маршруте восемь судов, и каждое имеет свое название в честь одной из рек Москвы. Это: Синичка, Сетунь, Пресня, Филька, Сходня, Раменка, Яуза и Неглинка. Каждый трамвайчик вмещает 50 пассажиров, на палубу легко смогут заехать маломобильные москвичи – для них предусмотрены специальные места. В салонах сделали большие информационные табло и USB-зарядки, на борту работает бесплатный Wi-Fi. А еще здесь есть площадки для перевозки самокатов и велосипедов. Практически все ключевые элементы судов, включая двигатель – отечественного производства, даже программное обеспечение. Обслуживает суда и причалы компания «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», с ней заключили контракт на 15 лет.
Зарядные станции доступны ежедневно в любое время года – это сокращает время в пути и срок ожидания и для судов, и для пассажиров. Береговая зарядная станция обеспечивает совместную работу с корабельными системами управления по интерфейсу Bluetooth: программное обеспечение позволяет дистанционно подключать питающий фидер при подходе электросудна к пирсу и проводить подробную диагностику состояния его энергосистемы. Всего построят шесть зарядных устройств береговых станций, две из них установят в пунктах технического обслуживания флота для полной зарядки судов, еще четыре вмонтируют в 16-метровые плавучие причалы для подзарядки во время остановок. В пассажирской зоне нового причала диаметром 10 метров могут одновременно разместиться 40 человек, а на причале диаметром 40 метров – до 80 человек. Здесь есть места для отдыха, вайфай, кафе с панорамными видами, информационными табло с расписанием. К плавучим причалам может швартоваться несколько судов одновременно. Специально разработанная система швартовки и подзарядки, встроенная в трап, автоматически фиксирует электросудно и заряжает его, все это сделано для обеспечения максимально быстрого цикла посадки-высадки.
Второй маршрут
Второй маршрут запустили в сентябре 2023 года. он идет от ЗИЛа до Печатников. Сергей Собянин прошел на электросудне «Жужа» от причала Печатники через Нагатинский затон до Южного речного вокзала. Протяженность второго регулярного маршрута ЗИЛ — Печатники составляет более девяти километров. Сейчас рядом проживают 700 тысяч человек, строится почти 1,5 миллиона квадратных метров новой недвижимости, после чего там будут проживать еще 150 тысяч человек. Постепенно электросуда все больше заменяют другие виды транспорта. Новый речной маршрут экономит пассажирам до 30–40 минут. Путь из Печатников до Нагатинского Затона на автомобиле займет около 28 минут, на городском транспорте — примерно 40 минут с учетом остановок, а по реке всего 12 минут, что в три раза быстрее. От Нагатинского Затона до Южного речного вокзала на городском транспорте можно добраться приблизительно за 40 минут, а у тех, кто воспользуются речным электротранспортом, время в пути сократится почти в три раза — до 17 минут. Путь от Южного речного вокзала до причала Кленовый Бульвар по сравнению с другим городским или личным транспортом займет в два раза меньше времени — около девяти минут. По второму маршруту ходят семь электросудов. Каждое из них уникально и названо в честь московских рек. Такую концепцию поддержали жители столицы еще в 2021 году. А название первого электросудна — «Синичка» — выбрали в проекте «Активный гражданин».
Открытие двух маршрутов инновационных электросудов позволяет улучшить транспортное обслуживание и предоставить альтернативные варианты поездок примерно 1,5 миллиона человек, проживающих в 18 районах Москвы.
История вопроса
Речные суда в качестве городского транспорта курсировали по Москве еще 100 лет назад. Пика популярности они достигли в период с 1937 по 1941 год: за сезон навигации перевозили до пяти миллионов человек. Первые регулярные корабли появились еще в 1920-х годах, а уже к 1933 году по Москве-реке курсировали свыше 70 судов. До Великой Отечественной войны популярностью пользовались маршруты Каменный мост – Заозерье и Дорогомиловский мост – Завод АМО. Перестали работать регулярные речные маршруты столицы в 1991 году.
В 2020 году столичные власти заговорили о возобновлении регулярного пассажирского движения по Москве-реке. Была проведена аналитическая работа и определено несколько маршрутов будущего московского речного регулярного транспорта. Уже тогда специалисты выбрали самые востребованные маршруты. Параллельно с этим в мегаполисе развивалась речная инфраструктура – в 2018 году был открыт Северный Речной вокзал, в 2023 – Южный. Почти одновременно с этим прошла реформирова системы прогулочных маршрутов. И, наконец, 20 июня в Москве запустили первый маршрут по Москве-реке. Запуск регулярного пассажирского движения по Москве-реке сделает город доступнее для жителей 18 районов города, а это свыше полутора миллионов человек. Еще один бонус – электросуда улучшат городскую экологию.
Экологическая реабилитация акватории Москвы-реки
С 2011 года Правительство Москвы реализовало ряд крупных проектов по благоустройству набережных и экологической реабилитации акватории Москвы-реки. Прежде всего акватория была очищена от незаконных плавучих объектов, не зарегистрированных в качестве судна. В итоге демонтировали 50 дебаркадеров, которые загромождали речное русло и представляли опасность для судоходства и экологии. С начала 2023 года убрали еще 15 брошенных и неиспользуемых судов. В частности, в начале сентября с незаконной стоянки в Кожуховском затоне были отбуксированы теплоходы «Атаман Платов» и «Сан-Марко», а в районе Серебряного бора подняли затонувший понтон. До конца 2023-го планируется убрать еще несколько затопленных объектов. Благодаря модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода, городских и локальных очистных сооружений, а также значительному уменьшению выбросов автотранспорта (основной источник загрязнения) удалось существенно улучшить качество воды в Москве-реке. За последние годы содержание аммонийного азота в ее нижнем течении сократилось на 70 процентов. В центральной части города количество нефтепродуктов и металлов в Москве-реке снизилось в два раза.
Наш город
На портале «Наш город» в разделе «Общественный транспорт» появилась новая подкатегория «Маршруты городского речного транспорта». Она посвящена содержанию городских электросудов и плавучих причалов. Теперь пассажиры могут влиять на состояние городского речного электротранспорта и плавучих причалов, круглогодично и в любое время направлять свои пожелания. Например, они могут сообщить о неисправности конструкций, информационных экранов, табло с расписанием и USB-разъемов для зарядки электронных устройств. Кроме того, в сообщении можно рассказать о надписях на бортах судов, несвоевременно убранном мусоре в салонах и на остановочных пунктах. Для того чтобы оставить заявку, нужно зарегистрироваться на портале «Наш город» или войти в аккаунт через учетную запись на сайте mos.ru. Затем следует выбрать раздел «Общественный транспорт», подкатегорию «Маршруты городского речного транспорта», подходящую тему и нажать на кнопку в правом верхнем углу экрана. После этого останется указать нужный объект, написать сообщение и приложить фото, на котором видны недочеты. Все заявки поступят в ГКУ «Организатор перевозок».
Возрождение Южного речного вокзала
В 2021–2023 годах по поручению Сергея Собянина была выполнена масштабная реконструкция Южного речного вокзала. Ее целью было возвращение первоначального исторического облика и основной транспортной функции вокзала как одного из ключевых объектов навигации.
Теперь в обновленном здании вокзала работает зал ожидания, где можно с комфортом подождать свой рейс, ресторан и кафе, рассчитанные на 80 мест, кассы и стойка информации, офисы туроператоров, смотровая площадка на крыше и зона отдыха с шезлонгами площадью более тысячи квадратных метров, с которой открывается панорамный вид на Москву-реку и парк развлечений «Остров мечты». Кроме того, есть многофункциональный медиазал для проведения мероприятий (презентаций, конференций, камерных концертов). Также можно посетить регулярно обновляемую выставку Музея транспорта Москвы. Его первая экспозиция посвящена истории городского речного транспорта.
Помимо реконструкции здания, в 2023 году было выполнено комплексное благоустройство набережной Южного речного вокзала и пространства перед ним. Специалисты отремонтировали причальную стенку, очистили от ила и углубили швартовую зону.
Пять причальных зон могут принимать суда разного класса — от небольших прогулочных трамвайчиков до больших круизных теплоходов, которые ходят по маршруту «Московское золотое кольцо». Для комфортной и безопасной посадки и высадки предусмотрены пассажирские павильоны, рядом с которыми размещены информационные стелы с расписанием движения судов. Вдоль всей набережной создана комфортная зона отдыха. Устаревшее ограждение заменено современным, установлены новые малые архитектурные формы. Расположившись на удобных лавочках, горожане могут любоваться живописным видом на Москву-реку.
Пешеходную зону на набережной и перед вокзалом замостили гранитной плиткой. Организовали удобные проезды и подъезды к зданию вокзала, высадили деревья и кустарники. Также обустроена специальная остановка для туристических автобусов, предусмотрены парковки для велосипедов и самокатов и стоянки для личного транспорта. Напротив вокзала разместили остановку наземного транспорта. Со стороны парка развлечений «Остров мечты» есть регулируемый пешеходный переход через Проектируемый проезд № 4062, ведущий к главному входу в здание вокзала. Дойти пешком от Южного речного вокзала до «Острова мечты» можно за 8–10 минут. С Южного речного вокзала можно отправиться в круизы по 30 городам России. Речные суда ходят в Рязань, Муром, Касимов, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Уфу и другие города.