Как московские набережные становятся новым центром притяжения

Как московские набережные становятся новым центром притяжения

Как московские набережные становятся новым центром притяжения
Как московские набережные становятся новым центром притяжения
В рамках Moscow Urban Forum-2023 состоялся экспертный диалог: «Как должна быть устроена идеальная набережная, которая нужна городу и людям». На фоне планов столицы по благоустройству более 100 км набережных он оказался особенно актуальным.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максим Кандыбайло рассказал о готовности почти 82 км набережных в столице, при этом работа активно продолжается. По словам спикера, у мегаполиса нет единого требования ко всем набережным и это хорошо, потому что в противном случае «мы бы получили аккуратные, но одинаковые набережные, а сейчас есть место для творчества». Безусловно, нужно опираться на национальный и мировой опыт, а также помнить о природе: набережная дополнят, а не заменяет ее.

Один из руководителей бюро MASTER'S Plan
Никита Щенин рассказал, что сформированная еще в 2014 году идеология развития набережных Москвы-реки состояла из трех пунктов: сделать реку активной, развернуть город к воде и увеличить количество озеленения. За прошедшие годы сделано очень многое: стало на порядок меньше заборов, обеспечен комфортный подъезд к набережным, развивается водный транспорт (только вспомните новые электротрамваи, которые очень понравились жителям города). Важной идеей при реконструкции набережных было сохранение идентичности каждой прибрежной зоны. Проводилось социологическое исследование, в рамках которого опросили 5 тысяч москвичей, чтобы определить, какой формат набережных нужен городу. Результаты показали, что универсального ответа нет – все люди видят набережную по-разному: в равных долях распределились показатели от «тихая и спокойная» до «активная, шумная, веселая набережная», из чего следует, что каждому фрагменту береговой линии нужен особый подход.
8552f8b15018c2992d2caa87b727cf40c6a2b298.jpeg
Экспертный диалог. Источник: Москомархитектура.

Главный архитектор АБ KAMEN Иван Греков напомнил про важность использования потенциала набережных и отметил особенности реализации проекта «Южный порт».

«Работая над набережной кластера «Южный порт», мы разработали порядка трех разных пространственных подходов, но в итоге остановились на идее квартала с ярко выраженным акцентом на уровне земли, на уровне среднеэтажной и малоэтажной части, которую мы назвали «горизонтальным небоскребом». Получился такой «горизонтальный небоскреб», который будет отлично смотреться, поможет активно использовать набережную и предусмотреть на ней абсолютно разные активности. 
Важно, что в этом проекте получилось сделать то, чего не удавалось в других - чтобы набережная была прогулочной и при этом был контакт жилой застройки с водой. Большая часть городских набережных в Москве отделена автомобильной дорогой, что не дает возможности жителям напрямую попасть из своих домов на набережную: с Южным портом дела обстоят иначе.

Основатель Бюро GAFA Григориос Гавалидис поделился международным опытом: одним из последних проектов его греческой карьеры была набережная в городе Салоники. «На тот момент она считалась самой протяженной в Европе, при ее реализации мы использовали все новые тенденции и понимание того, как должны развиваться европейские набережные. И сейчас я понял, что мы за пять лет реализовали пять километров в Греции, а в Москве за 10 лет будет создано и реконструировано практически двести километров набережных». Также архитектор рассказал про развитие второй линии Южного порта, где будет построено жилье. Глядя над проектами компаний КОРТРОС и Level Group, очевиден качественный подход и амбициозные идеи, которые поддерживает город. Отдельно спикер указал на фонтаны и другие водные объекты на придомовых территориях: раньше их делали только в проектах бизнес и премиум-классов, а сейчас на такие приятные бонусы могут рассчитывать и покупатели квартир в жилых комплексах комфорт-класса.
20230224_140819.jpg
Набережные должны хорошо выглядеть и очищаться от снега и зимой. На фото: квартал ЗИЛ

Вообще, идея проекта «Южный порт» заключается в синергии: жители второй линии будут пользователями набережной для прогулок, пробежек, отдыха – таким образом инфраструктура застройки первой линии будет востребована жителями второй линии и наоборот. Именно это и является главной ценностью, которая изначально заложена в проект Ассоциацией девелоперов Южного порта.

Продолжаются работы и на территории завода ЗИЛ, о чем рассказала руководитель архитектурного направления Citymakers Татьяна Ищук. «Нам повезло работать с этой крупномасштабной территорией в рамках Комплексной стратегии развития квартала Shagal. Мы представили, что набережная, идущая вдоль всего квартала, представляет собой некую витрину района — это путь, по которому часто будут перемещаться жители или гулять гости территории». Были выработаны основные принципы работы с пространством, получилось четыре сценарных слоя. Вначале - разнообразные водные активности, затем - спокойный променад вдоль воды. Далее идет активная зона озеленения со спортивными и детскими активностями. И в завершении - прогулочная озелененная улица вдоль застройки квартала. Если все будет работать как задумано, каждый человек сможет легко найти что-то для себя.

22f4a4599901c1617fbc615be1fe7c1d4356cb60.jpeg
Строительство ЖК Shagal. Фото: Москомстройинвест.

После открытия новых бассейнов в столице сформировался запрос и на пляжные зоны, потому что в данный момент их довольно мало, и большая часть из них – без купания. Сейчас ощущается дефицит таких зон, и город будет думать над вариантами: к примеру, на Северном Речном вокзале уже организовывали современный пляж. Пляжная зона планируется и на ЗИЛе – вопрос сейчас в проработке. Без сомнения, городской потенциал в развитии таких зон будет найден. [МП]

Справка МП:
«Ассоциация девелоперов Южного порта» объединяет девелоперов, ведущих совместно комплексное развитие территории Южного порта Москвы. Это Level Group, FORMA, Aеон Девелопмент в партнерстве с «Ферро-Строй» и ГК «КОРТРОС».