Как Стройкомплекс следит за перемещением отходов строительства
Для столичного региона строительные отходы – серьезная проблема, так как объемы строящихся и сносимых зданий и сооружений очень большие. В результате 80% несанкционированных свалок до недавнего времени состояли именно из такого мусора, а в столичный департамент природопользования и охраны окружающей среды и в Минэкологии Московской области поступали тысячи жалоб от местных жителей. При этом компании, готовые создавать инфраструктуру для обращения со строительными отходами с учетом соблюдения природоохранного законодательства, вынуждены конкурировать с фирмами-однодневками. Недобросовестные участники рынка брали в аренду земельные участки, оформляли их как объекты утилизации на основании лицензий на обращение с отходами строительства, но не организовывали их переработку, а просто превращали полученные площади в полигоны для захоронения.
ПЕРЕХОД НА ЦИФРУ
«Умная система» заработала в октябре 2020 года. Она стала важной частью единой цифровой платформы градостроительной деятельности Москвы. Тогда же вступил в силу новый порядок обращения с ОССиГ. В июле 2021 года был запущен «Мобильный КПТС» – приложение, которое создали для фиксации вывоза ОССиГ (система контроля за перемещением отходов строительства, сноса и грунтов) на стройплощадках и объектах благоустройства, что оптимизировало и упростило процесс контроля за транспортировкой отходов и снизило количество нарушений. Но цифровизация продолжилась, в июне 2022 года разрешения на перемещение отходов стали выдавать только в электронном виде на официальном портале мэра и правительства Москвы.
Развитие системы и цифровых процессов позволило к сентябрю 2023 года отказаться от переоформления и закрытия разрешений на перемещение ОССиГ. Таким образом, благодаря цифровизации в сфере обращения с ОССиГ в шесть раз сокращен пакет документов. Это существенно снизило административные барьеры и нагрузку на бизнес, сообщил Павел Васильев, заместитель директора ГКУ УПТ – городской организации, выполняющей функции информационного оператора АИС ОССиГ и обеспечивающей реализацию процессов городского контроля в отрасли.
Это, по словам компаний по перевозу мусора, упростило оформление разрешений на перемещение отходов. Процесс стал полностью дистанционным, интерактивным и интуитивно понятным. По сути, заработал принцип удаленного единого окна, когда нет необходимости присутствовать лично при подаче и получении документов. Кроме того, все документы хранятся в базе данных, что исключает необходимость повторной подготовки одних и тех же справок, регистрационных и уставных сведений об участниках процесса.
ОТБОР И КОНТРОЛЬ
«С введением цифрового контроля перевозчики могут получить оплату за вывоз отходов только после того, как рейс будет зафиксирован в системе как корректный, то есть соответствующий всем городским правилам. Причем если в первые месяцы работы системы контроля лишь 20% рейсов проходили без нарушений, то к лету 2021 года этот показатель достиг 70%. А к концу 2022 года без нарушений проходит не менее 97% рейсов. «Таким образом, система дисциплинировала и строителей, и перевозчиков», – отметил руководитель департамента строительства Рафик Загрутдинов. Начиная с 1 января 2022 года работать в системе и использовать мобильное приложение обязаны все участники процесса.
При этом применять приложение «Мобильный КПТС» должны на всех столичных площадках, где образуются ОССиГ, – как на объектах, которые возводятся за счет средств инвесторов, так и на объектах строительства, сноса и благоустройства, финансируемых за счет московского и федерального бюджета, отметил глава департамента строительства. А оплате подлежат только те рейсы автотранспорта, при которых отходы строительства доставлены на объекты утилизации без нарушений.
Сами предприятия, которые занимаются сортировкой, переработкой и утилизацией отходов, тоже проходят предварительный отбор. Их регистрируют в АИС «ОССиГ» – системе цифрового контроля обращения строительных отходов. Но делают это только при наличии заключения о соответствии требованиям природоохранного законодательства от столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, а если объект утилизации расположен на территории Подмосковья, он должен соответствовать правилам, установленным Министерством экологии Московской области.
НАДЗОР ЧЕРЕЗ СПУТНИКИ
АИС «ОССиГ» позволяет отслеживать движение каждого самосвала и убедиться в том, что груз доставлен на конкретный специализированный пункт приема. При этом обязательная регистрация всех участников информационного взаимодействия происходит на электронной платформе, куда также с помощью мобильного приложения вносятся данные об объемах образующихся, перевозимых, перерабатываемых и утилизируемых отходов, говорится на сайте стройкомплекса столицы.
База данных также располагает сведениями о площадке, с которой транспортируется мусор, и виде перемещаемых отходов, а мобильное приложение позволяет сфотографировать машину-перевозчика, чтобы впоследствии система распознала ее номер и сверила с информацией в разрешении на перемещение ОССиГ. Процесс распознавания и сравнения производит искусственный интеллект.
В приложении также фиксируются информация о перевозчике отходов, объекте приема отходов и другие данные.
При этом сами «отходоперевозчики» и транспортные средства должны быть зарегистрированы в единой региональной навигационно-информационной системе РНИС города Москвы, а транспортировка строительных отходов должна производиться только специализированным транспортом, оборудованным системой глобальной спутниковой навигации, радиотехническим средством слежения (GPS/ГЛОНАСС), и обеспечивать передачу данных в режиме реального времени.
Данные телеметрии поступают в АИС «ОССиГ» и позволяют оперативно выявлять отклонения транспорта от маршрута, заявленного в документах, иные случаи нарушения порядка обращения с отходами, а также быстро фиксировать их. Таким образом, московские власти предупреждают образование стихийных навалов и несанкционированного размещения ОССиГ.
Система также проверяет, накрыт ли тентом груз в кузове, а установленные на машине специальные датчики помогают контролировать весь маршрут ее передвижения. Непосредственно при въезде на пункт приема отходов камеры контрольно-
измерительной системы распознают номер автомобиля, а специальное оборудование определяет массу привезенного груза.
ВМЕСТЕ С ЦИФРОВЫМ ДВОЙНИКОМ ГОРОДА
В 2022 году контроль за перемещением ОССиГ подключили к системе цифрового двойника города. Таким образом, в 3D-модели столицы, где отображается работа всех городских служб, появился дополнительный динамический уровень, на котором в онлайн-режиме отображается передвижение любого самосвала со строительными отходами. Более 2 млн рейсов (это свыше 60 млн тонн строительных отходов) отследила система цифрового контроля за время работы с октября 2020-го до середины 2023 года. Также она позволила упорядочить и ускорить схему обращения с такого рода отходами, максимально усложнить реализацию серых схем и предотвратить образование свалок. При этом новый порядок обращения с ОССиГ, который вступил в силу одновременно с запуском системы цифрового контроля АИС «ОССиГ», обеспечил контроль соблюдения приоритета переработки строительных отходов над захоронением.