Как Стройкомплекс следит за перемещением отходов строительства

Как Стройкомплекс следит за перемещением отходов строительства

Как Стройкомплекс следит за перемещением отходов строительства
Как Стройкомплекс следит за перемещением отходов строительства
Вот уже 13 лет российская столица реализует беспрецедентные градостроительные проекты. Однако бурное развитие строительной отрасли имеет и обратную сторону медали – возникновение в большом количестве захоронений производственного мусора. Бороться с такими свалками московские власти решили с помощью современных технологий. Вывоз строительных отходов, которые образуются при демонтаже зданий и сооружений, возведении новых домов, строительстве метрополитена и дорог, в столице отслеживает «умная система». После внедрения цифрового контроля этот процесс стал прозрачным, а количество нарушений многократно снизилось.

Для столичного региона строительные отходы – серьезная проблема, так как объемы строящихся и сносимых зданий и сооружений очень большие. В результате 80% несанкционированных свалок до недавнего времени состояли именно из такого мусора, а в столичный департамент природопользования и охраны окружающей среды и в Минэкологии Московской области поступали тысячи жалоб от местных жителей. При этом компании, готовые создавать инфраструктуру для обращения со строительными отходами с учетом соблюдения природоохранного законодательства, вынуждены конкурировать с фирмами-однодневками. Недобросовестные участники рынка брали в аренду земельные участки, оформляли их как объекты утилизации на основании лицензий на обращение с отходами строительства, но не организовывали их переработку, а просто превращали полученные площади в полигоны для захоронения.

ПЕРЕХОД НА ЦИФРУ
«Умная система» заработала в октябре 2020 года. Она стала важной частью единой цифровой платформы градостроительной деятельности Москвы. Тогда же вступил в силу новый порядок обращения с ОССиГ. В июле 2021 года был запущен «Мобильный КПТС» – приложение, которое создали для фиксации вывоза ОССиГ (система контроля за перемещением отходов строительства, сноса и грунтов) на стройплощадках и объектах благоустройства, что оптимизировало и упростило процесс контроля за транспортировкой отходов и снизило количество нарушений. Но цифровизация продолжилась, в июне 2022 года разрешения на перемещение отходов стали выдавать только в электронном виде на официальном портале мэра и правительства Москвы.

Развитие системы и цифровых процессов позволило к сентябрю 2023 года отказаться от переоформления и закрытия разрешений на перемещение ОССиГ. Таким образом, благодаря цифровизации в сфере обращения с ОССиГ в шесть раз сокращен пакет документов. Это существенно снизило административные барьеры и нагрузку на бизнес, сообщил Павел Васильев, заместитель директора ГКУ УПТ – городской организации, выполняющей функции информационного оператора АИС ОССиГ и обеспечивающей реализацию процессов городского контроля в отрасли.

Это, по словам компаний по перевозу мусора, упростило оформление разрешений на перемещение отходов. Процесс стал полностью дистанционным, интерактивным и интуитивно понятным. По сути, заработал принцип удаленного единого окна, когда нет необходимости присутствовать лично при подаче и получении документов. Кроме того, все документы хранятся в базе данных, что исключает необходимость повторной подготовки одних и тех же справок, регистрационных и уставных сведений об участниках процесса.

ОТБОР И КОНТРОЛЬ
«С введением цифрового контроля перевозчики могут получить оплату за вывоз отходов только после того, как рейс будет зафиксирован в системе как корректный, то есть соответствующий всем городским правилам. Причем если в первые месяцы работы системы контроля лишь 20% рейсов проходили без нарушений, то к лету 2021 года этот показатель достиг 70%. А к концу 2022 года без нарушений проходит не менее 97% рейсов. «Таким образом, система дисциплинировала и строителей, и перевозчиков», – отметил руководитель департамента строительства Рафик Загрутдинов. Начиная с 1 января 2022 года работать в системе и использовать мобильное приложение обязаны все участники процесса.

При этом применять приложение «Мобильный КПТС» должны на всех столичных площадках, где образуются ОССиГ, – как на объектах, которые возводятся за счет средств инвесторов, так и на объектах строительства, сноса и благоустройства, финансируемых за счет московского и федерального бюджета, отметил глава департамента строительства. А оплате подлежат только те рейсы автотранспорта, при которых отходы строительства доставлены на объекты утилизации без нарушений.
Сами предприятия, которые занимаются сортировкой, переработкой и утилизацией отходов, тоже проходят предварительный отбор. Их регистрируют в АИС «ОССиГ» – системе цифрового контроля обращения строительных отходов. Но делают это только при наличии заключения о соответствии требованиям природоохранного законодательства от столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, а если объект утилизации расположен на территории Подмосковья, он должен соответствовать правилам, установленным Министерством экологии Московской области.

НАДЗОР ЧЕРЕЗ СПУТНИКИ
АИС «ОССиГ» позволяет отслеживать движение каждого самосвала и убедиться в том, что груз доставлен на конкретный специализированный пункт приема. При этом обязательная регистрация всех участников информационного взаимодействия происходит на электронной платформе, куда также с помощью мобильного приложения вносятся данные об объемах образующихся, перевозимых, перерабатываемых и утилизируемых отходов, говорится на сайте стройкомплекса столицы.
База данных также располагает сведениями о площадке, с которой транспортируется мусор, и виде перемещаемых отходов, а мобильное приложение позволяет сфотографировать машину-перевозчика, чтобы впоследствии система распознала ее номер и сверила с информацией в разрешении на перемещение ОССиГ. Процесс распознавания и сравнения производит искусственный интеллект.

В приложении также фиксируются информация о перевозчике отходов, объекте приема отходов и другие данные.
При этом сами «отходоперевозчики» и транспортные средства должны быть зарегистрированы в единой региональной навигационно-информационной системе РНИС города Москвы, а транспортировка строительных отходов должна производиться только специализированным транспортом, оборудованным системой глобальной спутниковой навигации, радиотехническим средством слежения (GPS/ГЛОНАСС), и обеспечивать передачу данных в режиме реального времени.
Данные телеметрии поступают в АИС «ОССиГ» и позволяют оперативно выявлять отклонения транспорта от маршрута, заявленного в документах, иные случаи нарушения порядка обращения с отходами, а также быстро фиксировать их. Таким образом, московские власти предупреждают образование стихийных навалов и несанкционированного размещения ОССиГ.
Система также проверяет, накрыт ли тентом груз в кузове, а установленные на машине специальные датчики помогают контролировать весь маршрут ее передвижения. Непосредственно при въезде на пункт приема отходов камеры контрольно-
измерительной системы распознают номер автомобиля, а специальное оборудование определяет массу привезенного груза.

ВМЕСТЕ С ЦИФРОВЫМ ДВОЙНИКОМ ГОРОДА
В 2022 году контроль за перемещением ОССиГ подключили к системе цифрового двойника города. Таким образом, в 3D-модели столицы, где отображается работа всех городских служб, появился дополнительный динамический уровень, на котором в онлайн-режиме отображается передвижение любого самосвала со строительными отходами. Более 2 млн рейсов (это свыше 60 млн тонн строительных отходов) отследила система цифрового контроля за время работы с октября 2020-го до середины 2023 года. Также она позволила упорядочить и ускорить схему обращения с такого рода отходами, максимально усложнить реализацию серых схем и предотвратить образование свалок. При этом новый порядок обращения с ОССиГ, который вступил в силу одновременно с запуском системы цифрового контроля АИС «ОССиГ», обеспечил контроль соблюдения приоритета переработки строительных отходов над захоронением.