Какое определение можно дать современному стилю столицы - Московская перспектива
Какое определение можно дать современному стилю столицы

Какое определение можно дать современному стилю столицы

Какое определение можно дать современному стилю столицы
Какое определение можно дать современному стилю столицы
Архитектура стала модной темой. Об этом говорит и тот факт, что неуклонно растет популярность «архитектурного туризма». Чем в этом смысле интересна Москва? Своими размышлениями на эту и другие темы с корреспондентом «МП» поделился искусствовед Марк Акопян. А началась беседа с обсуждения конструктивизма как наиболее модного сейчас направления.

Марк, давайте начнем с конструктивизма. Часто говорят, что этот стиль считается единственным вкладом России в развитие мировой архитектуры и что все последующее, что возникало в Европе, имеет в своих корнях именно конструктивизм. Вы с этим согласны?
– В целом да. Только конструктивизм – это не стиль, а направление, причем самое успешное в рамках авангардной архитектуры в целом. Идея его заключалась в том, что архитектура должна соответствовать тому уровню технического прогресса, которого достигло человечество. Сталь, стекло, бетон, железобетон – все это производилось уже в конце XIX века промышленным способом. Второй аспект – социальный. В города приезжали люди из сельской местности, они селились на чердаках и в подвалах. Условий для проживания не было никаких. Следствием стал и транспортный коллапс. То, что город должен стать другим, понимали многие. Именно поэтому идеи города будущего, города-сада обсуждались архитекторами разных стран, предлагая свои способы решения. В России катализатором процесса послужила Октябрьская революция, провозгласившая рождение нового человека. Новый человек не мог жить в городах старого типа, нужна была новая среда для жизни.

А по поводу вклада вы согласны?
– Мало какие нации могут похвастаться своим вкладом в мировую архитектуру. И наверное, да, конструктивизм со стороны России можно считать таким вкладом. В городах России он наиболее широко представлен в Москве, Петербурге, Иваново, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске.

Пятиэтажки, именуемые в народе хрущевками, можно считать последователями этого направления?
– Пятиэтажки стали строить в послевоенные годы индустриальным способом. У конструктивистов, которые жили и творили в 1920–1930-е годы, таких возможностей не было. Эти дома были элементами микрорайонов, у конструктивистов был другой подход. Они мыслили кварталами. Идея микрорайонов рождается позже у Корбюзье, и от него ею заражаются многие города Европы и мира. Отличалось жилье конструктивистов и своими параметрами: высота потолков в их домах составляла примерно 3 метра, в пятиэтажках, как мы знаем, она не превышала 2,3–2,5 метра.

Советский брутализм, который граждане, как правило, не любят и считают упрощением, откликом на задачу властей строить просто и экономично, тоже не относится к конструктивистской школе?
– После войны страны по-разному решали проблему обеспечения новых жилых районов социальной инфраструктурой. В крупных городах СССР появились микрорайоны, и их надо было обеспечивать объектами культуры, спорта. Если этого не делать, то повсеместно (как во многих городах Запада) возникали бы гетто, где люди были полностью отрезаны от социальных благ. В СССР вопрос решили за счет строительства крупных, демократичных по стоимости сооружений – домов культуры, кинотеатров с огромными зрительскими залами, домов торговли (вспомним, универмаг «Московский») и пр. Их отделка была минимальной, широко применялся так называемый сухой бетон – перекрытия не красили и не облицовывали вообще.

Москву часто называют лоскутным одеялом стилей. На ваш взгляд, что из стилей в столице по сравнению с другими городами представлено наиболее интересно?
– Перефразирую ваш вопрос – какую архитектуру надо смотреть в Москве? На мой взгляд, это модерн, конструктивизм (все-таки Мельников нигде, кроме как в Москве и в Подмосковье, не строил), современная архитектура. Что касается классицизма, то я бы посоветовал объекты Казакова. В других городах существуют свои «магниты». Например, образцы постмодернизма советского периода 90-х годов более широко представлены в Нижнем Новгороде. Классицизм Николая Львова можно увидеть в Тверской области, в Торжке и Старице. При возрастающем интересе к этой теме могу заметить, что, для регионов это становится своего рода вызовом: приезжающим нужно не только предоставить условия размещения, но еще и выпустить специальные издания на эту тему.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов написал недавно в своем блоге: современную московскую архитектуру можно обозначить термином эмо-тех, исходя из того, что, отображая высокие технические возможности современного строительства, она не лишена эмоциональной окрашенности. Вы с этим согласны?
– Мне это напоминает известную теорию Николая Ладовского. Он и его приверженцы считали, что архитектура должна быть утилитарной, но при этом еще и эмоционально воздействующей на человека. Из чего исходил Ладовский? Из того, что у человека есть рецепторы – зрение, обоняние, слух. Зная, как человек воспринимает окружающий мир, можно проектировать здания. Но эмоциональность Ладовского – она не та, которую обычно подразумевают под этим словом. Это не яркость, броскость, эффектность. Это то, на чем взгляд человека должен отдыхать. Я работаю неподалеку от нового корпуса Третьяковки. На мой взгляд, это архитектура 15-летней давности. Сравним это с новыми корпусами Бауманки. Они эффектные, но не кричащие, не вульгарные.