Кольцо особого назначения

Кольцо особого назначения

Кольцо особого назначения
Кольцо особого назначения
БКЛ разгрузит другие линии метро и позволит строить новые ветки в отдаленные районы

Большая кольцевая линия метро — уникальный проект, не имеющий аналогов в мире ни по масштабности, ни по темпам реализации. После завершения строительства она станет самой протяженной в мире кольцевой линией подземного метро. Сегодня работы развернуты на всех участках. АО «Мосинжпроект» является управляющей компанией по реализации программы развития московского метро.

Первые проекты строительства второй кольцевой линии метро появились еще в 1947 году. Уже тогда во время сооружения нынешней Кольцевой планировщикам и метростроителям было понятно, что в отдаленной перспективе без второго кольца столичному метрополитену будет трудно справиться с возрастающим пассажиропотоком. Однако тогда этот проект не был так актуален, ведь сама территория Москвы была намного меньше. Эти планы так и остались непроработанными до начала 1970-х годов, когда идея второго кольца подземки была внесена в Генеральный план развития Москвы. Документ предусматривал строительство второй кольцевой линии, которая должна была включить Каховскую ветку и участок Сокольнической линии от станции «Черкизовская» до станции «Улица Подбельского» (сейчас — «Бульвар Рокоссовского»). Даже сегодня на этом перегоне в тоннеле виден задел под станцию «Черкизовская-2», а существующая должна была отойти к новой кольцевой линии. Также были созданы заделы под пересадку на будущую вторую кольцевую на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское поле» и «Кузьминки». Но на этом тогда все и закончилось.

Решение о строительстве второй кольцевой откладывалось, поскольку с конца 1960-х годов в состав Москвы вошло большое количество новых территорий. Там, где были деревни, теперь возвышались корпуса новых микрорайонов. 

Первостепенной оказалась задача увязки районов новостроек с центром города, поэтому все усилия столичных метростроевцев были брошены на возведение радиальных линий.

К идее строительства Большой кольцевой линии вернулись только в 2011 году. Для реализации мегапроекта столичной подземки появились не только необходимые ресурсы, но и организация, способная им эффективно управлять. «Мосинжпроект», имевший колоссальный опыт в строительстве мостов, тоннелей и эстакад, стал управляющей компанией по развитию столичного метрополитена, включая проект возведения новой кольцевой линии.

Как рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, проект Большой кольцевой линии является самым масштабным за всю историю метростроения в Москве. Новая линия радикально изменит транспортную географию столицы. Благодаря ей поездки по городу станут короче и удобнее. Согласно проекту протяженность линии составит 70 км, на ней будет расположена 31 станция. Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 км). С БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии подземки и четыре — на Московское центральное кольцо (МЦК), а также на Московские центральные диаметры (МЦД).

По словам Марса Газизуллина, строительство этого кольца можно назвать уникальным процессом. «С технической точки зрения каждая строительная площадка БКЛ является неповторимой. Строить новую кольцевую линию из-за достаточно мелкого заложения станций зачастую приходится в условиях непростой гидрогеологии, в водонасыщенных грунтах. Кроме того, при прохождении тоннелей приходится учитывать уже существующие подземные сооружения и коммуникации. Для этого действует специальная система подземного мониторинга, с помощью которой разрабатываются комплексные предупреждающие мероприятия, чтобы при строительстве новых тоннелей метро существующие остались в целости и сохранности», — пояснил он.

Вместе с тем приходится учитывать и то, что стройка ведется в условиях плотной городской застройки. А чтобы соседство с БКЛ не доставляло неудобств от проходящих поездов, используется технология виброзащиты.

На сегодняшний день завершено проектирования 56 км линий и 24 станций БКЛ. Продолжается проектирование восточного участка от «Нижегородской» до «Каширской», реконструкция действующей Каховской линии. Полностью завершить эти работы планируется в начале следующего года.

Сейчас на восточном секторе БКЛ ведется проходка левого и правого перегонных тоннелей от монтажной камеры перед станцией «Текстильщики» до «Нижегородской». На северо-восточном участке в оба направления построены тоннели от «Рубцовской» до «Авиамоторной», продолжается проходка тоннелей между «Рубцовской» и «Стромынкой». Здесь метростроители работают с опережением графика, что даст возможность завершить возведение станции «Рубцовская» уже в 2020 году.

Полностью завершить строительство северо-восточного участка Большой кольцевой линии планируется в 2021 году, когда будет запущен наиболее сложный участок со станциями «Стромынка», «Шереметьевская» и «Ржевская».

На юго-западном участке БКЛ в настоящее время в работе четыре тоннелепроходческих комплекса. От станции «Проспект Вернадского» до станции «Аминьевское шоссе» ведется строительство тоннелей обоих направлений. На западном участке Большого кольца возводятся левый и правый перегонные тоннели на участке от станции «Мневники» до «Улицы Народного Ополчения».

На южном участке уже ведется проходка двух тоннелей — между «Каховской» и «Зюзино», а также между «Воронцовской» и «Улицей Новаторов». Кроме того, завершается строительство правого тоннеля соединительной ветки в депо «Нижегородское». Всего на строительстве БКЛ задействованы 15 шестиметровых тоннелепроходческих комплексов.

Напомним, что к настоящему времени уже запущено движение по первому участку Большого кольца от «Делового центра» до «Петровского парка». На этом участке пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Новые станции улучшили обслуживание общественным транспортом сотрудников и гостей ММДЦ «Москва-Сити», а также жителей целого ряда районов — Пресненского, Хорошевского, Хорошево-Мневников, Бегового и Аэропорта.

До конца этого года планируется открыть для пассажиров еще одну станцию — «Савеловскую», расположенную перед одноименным вокзалом на площади Бутырская Застава. Все горнопроходческие работы на этом участке уже завершены, как и отделка станции. Сейчас ведется монтаж и подключение инженерных сетей. Один из вестибюлей расположен на территории сквера и выходит на обе стороны Бутырской улицы к остановкам пассажирского транспорта. Другой размещается у вокзала с выходами к железнодорожным платформам и остановкам наземного транспорта.

Архитектурный облик новой станции стилизован под тоннель подземки. Стены платформы выполнены в виде чугунного каркаса, как в тоннеле метро. В таком же стиле оформлены и пилоны на платформе. Станция выполнена с применением белого и серого мрамора, а также черного и серого гранита. 

Марат Хуснуллин
Марат Хуснуллин
заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
«Чугунные тюбинги, используемые при строительстве станции «Савеловская», останутся в качестве декоративных элементов и будут закрыты стеклом. Мы приняли такое решение, чтобы оставить память о том, с каким трудом строители на глубине 65 метров под землей через шахту заносили эти чугунные тюбинги весом каждый больше тонны»

В отличие от большинства мегаполисов мира, где метро выполняет лишь транспортную функцию, для Москвы метро — это часть ее культурного достояния. Поэтому в основе проектирования современных станций не только максимальный комфорт пассажиров, удобные пересадки, удобная логистика перемещения, но и красивые интерьеры. Для поиска нетривиальных решений и создания уникального архитектурного облика для новых станций столичной подземки «Мосинжпроект» возродил практику проведения международных конкурсов на их дизайн. Так, в ходе международных конкурсов был выбран дизайн станций «Мневники», «Терехово», «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар».

Отметим, что архитектурный облик некоторых станций выбрали сами москвичи в ходе открытого голосования на платформе «Активный гражданин».

Стоит отметить и другое, не менее важное значение нового кольца столичной подземки. От этой линии со временем планируется начать строительство новых радиусов метро в отдаленные районы столицы и Подмосковья.