Кольцо все ближе - Московская перспектива

Кольцо все ближе

Кольцо все ближе
Кольцо все ближе
Строительство Большой кольцевой линии метро (БКЛ) вышло на финишную прямую – она замкнется уже в следующем году, а до конца нынешнего планируется завершить возведение еще девяти и реконструкцию одной станции. На всех объектах сейчас активно идут работы: специалисты укладывают пути в тоннелях, где скоро пойдут поезда с пассажирами, а также занимаются архитектурной отделкой. Эффект от введения БКЛ будет колоссальный: в подземке станет свободней, а количество возможных маршрутов увеличится. «Мы открываем новые станции на БКЛ одну за другой. Создание Большой кольцевой линии – это революция в московском метро, потому что она позволит снизить загрузку всех участков действующей Кольцевой линии, создаст совершенно другие связи между районами», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин

Программа по удвоению протяженности линий метро, принятая в Москве в 2011 году, реализуется активными темпами. За 10 лет введено 123 км новых линий, 177 км – с учетом запуска Московского центрального кольца (МЦК). «А если учитывать два первых маршрута Московских центральных диаметров (МЦД), которые фактически выступают в качестве новых наземных линий, то система метрополитена выросла более чем на 300 км», – подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. По словам главы Строительного комплекса, построено 59 новых станций, а с учетом МЦК – 90 станций.

Главным проектом метростроения последних лет является Большая кольцевая линия, которая станет самой протяженной в мире – 70 км и 31 остановочный пункт. Уже сегодня 12 станций второго метрокольца принимают пассажиров, еще девять будут достроены, одну реконструируют до конца этого года, остальные девять планируется достроить и реконструировать в 2022-м. Таким образом, в следующем году кольцо замкнется. До конца этого года оператор программы развития столичного метро – АО «Мосинжпроект» – планирует завершить строительство станций «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также реконструкцию станции «Каховская».

Щиты выходят на поверхность
На данный момент на 95% завершена проходка всех тоннелей на БКЛ. Перегоны на этой линии будут двухпутными и однопутными. На БКЛ осталось достроить всего несколько тоннелей преимущественно на восточном участке – между действующей «Каширской» и строящимися «Печатниками», связав также будущие станции «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон», а также несколько соединительных веток в депо. От «Печатников» до «Нагатинского Затона» тоннель строит 10-метровый щит «Виктория». Условия проходки на этом участке непростые из-за сложной гидрогеологии: трасса проходит под Нагатинским затоном и руслом Москвы-реки, где залегают водонасыщенные пески. Тем не менее тоннелепроходческий щит (ТПМК) уже вышел из зоны влияния на участок Люблинско-Дмитровской линии и преодолел коллектор подземной реки Нищенки. Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов сообщил, что работы, которые велись на глубине 12–14 метров, прошли штатно, без проблем. «Наши специалисты круглосуточно мониторили состояние близлежащих сооружений, чтобы не допустить ни малейшего влияния на действующий транспортный объект», – уточнил он. В общей сложности трасса «Виктории» составит 1650 метров, из которых уже пройденоболее 200.

Кроме того, на БКЛ работают еще два 10-метровых щита. ТПМК «Победа» продолжает проходку двухпутного участка от станции «Кленовый бульвар» до монтажно-щитовой камеры перед станцией «Каширская», а «Лилия» движется от «Нагатинского Затона» в сторону «Кленового бульвара». Полностью все тоннели Большой кольцевой линии планируется достроить уже в этом году.

В ожидании поезда
Среди 10 станций, которые планируется сдать в этом году, – второй пусковой этап на западном участке, включающий две станции: «Терехово» и «Кунцевская». Напомним, на этом западном участке БКЛ 1 апреля 2021 года заработали станции «Народное Ополчение» и «Мнёвники».
«Западный участок Большой кольцевой линии целиком, с учетом второго этапа, станет драйвером для развития Мнёвниковской поймы, обеспечит новыми маршрутами жителей районов Хорошёво-
Мнёвники и Кунцево, соединит север и северо-запад города подземкой», – подчеркнул Андрей Бочкарёв. Сейчас на этих станциях продолжаются отделочные работы и монтаж инженерных систем.

На юго-западном участке Большой кольцевой линии протяженностью 7,7 км расположатся четыре станции. По словам Юрия Кравцова, готовность у всех разная, но достаточно высокая – везде уже завершаются монолитные работы. На «Давыдково» работы ведутся во внутренних помещениях станции, на «Аминьевской» идут архитектурная отделка и устройство пешеходного перехода через Аминьевское шоссе. На финальной стадии устройство основных конструкций станционного комплекса «Мичуринский проспект», а на станции «Проспект Вернадского» идет отделка служебных помещений и общественных зон.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» также напомнил, что на юго-западном участке запроектированы как однопутные, так и двухпутные тоннели. Во всех однопутных тоннелях выполнены работы по сооружению верхнего строения пути. Также станция «Давыдково» уже связана двухпутными тоннелями с «Кунцевской» и монтажной камерой у станции «Аминьевская», пройденными 10-метровым щитом-гигантом «Надежда». Еще три станции, которые запланировали достроить в этом году, – «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино». Все они расположены на южном участке Большой кольцевой. На всех станциях ведутся инженерные и отделочные работы.

Финальный аккорд
В 2022 году работы метростроителей сосредоточатся на двух участках – восточном и северо-восточном. Общая строительная готовность восточного участка составляет около 40%. По словам Юрия Кравцова, на всех четырех станциях – «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики» – продолжаются монолитные работы. На станции «Кленовый бульвар» выполняется устройство ограждающей конструкции «стена в грунте», началось сооружение внутренних стен и перегородок, а также отделка платформенного участка. «На «Нагатинском Затоне» устройство «стены в грунте» уже завершено, окончены работы по подготовке территории и котлована, а на станции «Текстильщики» начался монтаж металлоконструкций для прокладки инженерных коммуникаций», – добавил он.

Готовность северо-восточного участка составляет 65%. «Этот участок мы вводим поэтапно. В марте прошлого года для пассажиров вместе с «Нижегородской» и участком Некрасовской ветки открылись станции «Лефортово» и «Авиамоторная», перед Новым годом – «Электрозаводская». Все они сейчас работают в составе Некрасовской линии метро», – рассказал Андрей Бочкарёв.

Данный участок особенный: часть станций там строят на большой глубине. Например, «Марьина Роща» станет самой глубокой на БКЛ. На ней установят самый длинный эскалатор в столице, длина наклонного хода которого составит 130 метров. Каждый из четырех механизмов, спускающих пассажиров на глубину 64,5 метра, будет насчитывать по 724 ступени. «На станции начались работы по монтажу оборудования и инженерных систем в помещениях вестибюля, монтируется оборудование тягово-понизительной подстанции и вентиляционное оборудование. Ведется строительство пересадки на существующую станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии метро», – пояснил со своей стороны Юрий Кравцов.

В активной фазе строительства на участке находятся еще две станции: «Сокольники» и «Рижская». Их готовность оценивается специалистами примерно на 60%. Также в 2022 году планируется окончательно завершить реконструкцию Каховской линии, которая войдет в состав Большого кольца метро, – вслед за «Каховской» двери для пассажиров вновь распахнут «Варшавская» и «Каширская», тем самым обеспечив связку юга и востока БКЛ. ®