«Ласточек» плавный полет

«Ласточек» плавный полет

«Ласточек» плавный полет
«Ласточек» плавный полет
Три года назад в столице открылось Московское центральное кольцо

В сентябре 2016 года в столице произошло событие, по важности сравнимое с запуском метрополитена. Первые поезда поехали по Московскому центральному кольцу – новой транспортной магистрали, охватившей 26 районов города. За три года работы «Ласточки» перевезли более 360 млн пассажиров, платформы кольца интегрировали в железнодорожную сеть города, были сокращены интервалы движения составов, и это не предел. МЦК продолжает развиваться и улучшать пассажирские сервисы.

Сегодня сложно представить себе схему Московского метрополитена без ставшего привычным розового кольца. МЦК настолько органично вписалось в транспортную сеть города, что кажется, будто оно было всегда. На самом же деле «Ласточки» курсируют по Москве всего три года. Для такого масштабного проекта 36 месяцев – не очень большой срок, но за это время поезда МЦК перевезли более 360 млн пассажиров, из них 95 млн – с начала 2019 года. Каждый день по кольцу проезжают более 500 тыс. человек. Это на 14% больше, чем в 2018-м, и на 75% превышает показатели 2016-го.

Рекорд по количеству перевезенных пассажиров за один день был установлен 3 апреля 2019 года – тогда МЦК воспользовались почти 562 тыс. человек.

В основу проекта легла инфраструктура, оставшаяся в городе от Московской кольцевой железной дороги. Созданное более века назад МКЖД долго использовалось только для перевозки грузов. Масштабная реконструкция, которая длилась около двух лет, позволила соединить линии метро и пригородные железные дороги, создав уникальный городской гибрид метро и электрички. Сегодня на линии действует 31 станция с пересадками на 23 станции метро и 10 – с пересадками на девять радиальных направлений железной дороги.

На момент открытия между МЦК и радиальными ж/д направлениями работало пять пересадок, но платформы располагались довольно далеко друг от друга, и переход занимал много времени. Поэтому в 2016 году в Москве началась интеграция этих двух видов общественного транспорта. Сегодня МЦК полноценно объединено с семью радиальными линиями Московской железной дороги. Остановки Окружная Савеловского направления, Ленинградская Рижского направления, Карачарово Горьковского направления, Северянин Ярославского направления перенесли ближе к платформам МЦК. А на платформе Фрезер для комфортной пересадки построили подземный переход. На Курском и Павелецком направлениях появились новые станции Новохохловская и Верхние Котлы, образующие пересадочные контуры на станции кольца.

Сейчас идет работа над созданием связки между МЦК и Октябрьской железной дорогой. Между станциями НАТИ и Лихоборы появится переход, обустроенный по принципу «сухие ноги». Единственное ж/д направление, у которого пока нет общих платформ с МЦК, – Киевское. Но этот вопрос будет решен в ближайшее время за счет соединительной ветки между Киевским и Белорусским направлением, которую строит РЖД в рамках проекта четвертого Московского центрального диаметра. На линии расположатся четыре новых остановочных пункта: Поклонная, Кутузовская, Камушки и Звенигородская, а часть ветки пройдет рядом с МЦК.

Московское центральное кольцо – один из самых современных видов пассажирского транспорта столицы. Именно на МЦК была впервые внедрена бесконтактная система оплаты проезда на турникетах, которая позже появилась и в метро. Помимо «Тройки» пассажиры могут использовать для оплаты банковскую карту или смартфон с технологиями Samsung Pay или Apple Pay. Движение по кольцу открыли составы повышенной комфортности «Ласточка». Это был первый опыт в России, когда железнодорожные поезда стали использоваться в качестве внутригородского транспорта. Сегодня по МЦК курсируют «Ласточки» с городской компоновкой салона. В них больше пространства и стоячих мест за счет измененной комбинации кресел. Кроме того, все поезда оборудованы биотуалетами, системой кондиционирования и обеззараживания воздуха, тепловыми завесами, информационными панелями, розетками для зарядки гаджетов, велокреплениями и бесплатным Wi-Fi. В отличие от старых электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке. В первые месяцы эксплуатации на МЦК в сутки курсировало 134 пары электропоездов. Интервал движения составлял 6 минут в часы пик и 12 – в обычное время. Весной 2017 года его сократили до 5 и 10 минут соответственно. В планах на ближайшее время – уменьшить интервалы движения до 4 и 8 минут, в сутки на линии будет курсировать 242 пары «Ласточек».

Кроме того, в скором времени на МЦК появятся беспилотные поезда. Пробная поездка на автоматизированной «Ласточке» успешно прошла в августе нынешнего года на экспериментальном железнодорожном кольце в московской Щербинке. Беспилотный поезд оснащен набором датчиков, таких как видеокамера, тепловизор и лидары, каждый из которых выполняет свою функцию по распознаванию объектов на пути следования. Например, тепловизор срабатывает при плохих погодных условиях, видеокамера ориентирована на дальние расстояния (порядка 1,5 км), а лидары – на ближние дистанции (до 200 метров). Во время тестового пробега на пути перед поездом установили манекен, чтобы проверить, как поезд справится с экстренной ситуацией. «Ласточка» показала отличный результат, вовремя затормозив перед ростовой куклой. При этом следить за движением поездов все равно будут машинисты и операторы. Переход на беспилотное движение запланирован на 2021 год.

Теги: #