Марат Хуснуллин на МУФ рассказал о главных градостроительных векторах России - Московская перспектива
Марат Хуснуллин на МУФ рассказал о главных градостроительных векторах России

Марат Хуснуллин на МУФ рассказал о главных градостроительных векторах России

Марат Хуснуллин на МУФ рассказал о главных градостроительных векторах России
Марат Хуснуллин на МУФ рассказал о главных градостроительных векторах России
Сегодня на Московском урбанистическом форуме в Зарядье проходит второй день деловой программы. На сессии «Структурная трансформация. Мегапроекты пространственного развития России» заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин рассказал о главных направлениях градостроительного роста страны.

Вице-премьер отметил, что Московский урбанистический форум фактически стал родоначальником глобальных трансформаций, которые произошли в столице за последние 12 лет. Он отметил, что идея изучения мирового опыта, и применения новых знаний в столице принадлежала мэру Москвы Сергею Собянину. «В 2011 году расчёты показывали, что через 12 лет Москва должна встать в одну большую пробку. Это был вызов для нас – как этого избежать. Мы изучили китайский и европейский опыт, а потом возникла идея собрать специалистов у нас, в столице», – отметил вице-премьер. Он уточнил, что на одном из форумов датский архитектор Ян Гейл выдвинул тезис о том, что город надо благоустраивать. Это понял и столичный градоначальник, отметив, что будущее Москвы – именно за благоустройством.

Зампред правительства подчеркнул, что, изучив опыт других городов, власти столицы на тот момент приняли решение выбрать свой путь развития. «Не было одной модели, которую мы бы взяли за основу. У нас отличный исторический центр, а число пространств, занятых зелеными насаждениями – одно из самых больших в мире. Поэтому мы опирались на разные подходы, например развитие промзон было частично перенято у Китая, благоустройство – у Гонконга. В разных городах мы видели разные элементы, которые впоследствии попытались воплотить в Москве», – подчеркнул зампред правительства.

Марат Хуснуллин рассказал о развитии столичной подземки, отметив, что в 2012 году удвоение протяженности метрополитена казалось фантастикой, ведь уже тогда Москва занимала третье место в мире по протяженности метро. Но расширение подземки было единственным способом избежать пробок. Также зампред правительства отметил, что в те годы отмечалась явная диспропорция между Москвой и Подмосковьем. У двух агломераций были разные градостроительные планы, не были доведены до ума дороги – зачастую трасса в 4 полосы упиралась в двухполоску. Идея создания единой агломерации также родилась на форуме.

ewrewr.jpg 

Говоря о строительстве жилья, Марат Хуснуллин отметил, что многие одобренные проекты в 2010-х не были обеспечены социальной и транспортной инфраструктурой, поэтому тогда пришлось отменить большую часть инвестконтрактов. «На тот момент мы имели стоящие в пробках вылетные магистрали, рядом с которыми планировали построить новые жилые и коммерческие площади, которые как тромбы заблокировали бы дороги. Многие проекты попросту не были обеспечены инфраструктурой. Некомплексная застройка создала бы массу новых проблем, и мы вынуждены были ее остановить», – подчеркнул Марат Хуснуллин. Впоследствии был найден компромисс – инвесторы вышли на строительство социальной инфраструктуры. Вице-премьер отметил, что комплексная застройка имеет прямое влияние на загруженность дорог. Это хорошо видно на примере столицы, опыт которой уже перенимают регионы. «В этом вопросе важно найти баланс в том, что делает муниципалитет, регион, инвестор и за что платят жители. Но это и есть творчество градостроительства», – отметил Марат Хуснуллин.

Отвечая на вопрос ведущего о том, какие изменения в первую очередь необходимо реализовать в российских городах, Марат Хуснуллин обратил внимание на одну системную проблему. «Многие генеральные планы городов были созданы еще в СССР. В те годы существовала идеология партии – общность советских людей. Тогда не подразумевалось право частной собственности. Люди получали дачные участки площадью до 4 соток, на которых нельзя было строить капитальные дома. Земля не считалась капиталом, а планировочные решения экономически не рассчитывали. Связи внутри городов были не продуманы, земля использовалась неэффективно, и эта тенденция сегодня прослеживается в каждом городе. У нас появился огромный объем частной земли. И все это затраты, ведь каждый метр в городе должен работать. Подход, когда земля не стоила ничего, привел к неправильным планировочным решениям, которые сегодня сложно исправить», – подчеркнул вице-премьер.

Также он привел в пример строительство жилых домов с квартирами на первых этажах. Сегодня этот принцип меняется, первые этажи многоэтажек занимает бизнес. Марат Хуснуллин обратил внимание и на парковочные пространства, которых не хватает в практически всех крупных городах. «Надо понимать, что градостроительство – это план на десятилетия вперед. Сегодня мы шаг за шагом исправляем ошибки прошлого», – сказал зампред правительства.

Говоря о возведении дорог в стране, Марат Хуснуллин отметил, что сегодня главная задача – это ремонт, а не новое строительство. На сегодня в стране требуется привести в нормативное состояние половину действующих трасс. В этом году будет отремонтировано 180 миллионов квадратных метров дорог. Это рекорд, показатель прошлого года равен 176 миллионам «квадратов». По словам вице-премьера, в этом году будет запущена траса Москва-Казань. Также завершилось строительство трасс-обходов Ростов и Краснодара. В части международного строительства сегодня синхронизирована стройка подъездных дорог с Казахстаном, ведутся переговоры с Туркменией, Узбекистаном. «Надо создать бесшовную логистику на границе. Сегодня 80% всех грузов в стране перевозят автомобили. Поэтому развитие дорог – наша главная задача», – подчеркнул зампред правительства. Также по словам Марата Хуснуллина, в течение пяти лет будет сформировано транспортное кольцо Приазовья. «Вокруг Азовского моря необходимо построить и реконструировать 1,4 тысячи километров дорог. Из них 800 км – в двухполосном исполнении, но дорога у Азовского моря требует расширения. Сперва мы расширяем существующие дороги, и после делаем подъезды к морю», – пояснил вице-премьер.

Марат Хуснуллин отметил, что в ближайшие годы регионы получат 600 тысяч новых автобусов благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам. «На 15 лет регионы получают кредит под 3% на обновление общественного транспорта. Внедряются новые системы управления общественным транспортом, во многом перенимается опыт Москвы. Чем меньше человек тратит времени на дорогу, тем лучше себя чувствует экономика страны и тем лучше становится жизнь граждан. Все регионы работают над тем, чтобы сделать население более мобильным, и мы поддерживаем эту тенденцию», – заявил вице-премьер.

Также работа идет совместно с РЖД. В нескольких регионах – это Башкортостан, Татарстан и Крым – запланировано развитие железнодорожной инфраструктуры, стоит задача интегрировать ее в структуру общественного транспорта. Развивается и система высокоскоростных магистралей. В приоритете сегодня - связка Москвы и Санкт-Петербурга.
«Сапсан занимает ж/д инфраструктуру. Если нам удастся реализовать проект высокоскоростной магистрали между этими городами, дорога будет занимать 2:20 минут. В перспективе этот проект даст синергетический экономический эффект. Второе направление – юг, третье восток – Нижний Новгород, Казань и далее», – отметил Марат Хуснуллин.

В завершении сессии вице-премьер отметил, что строительная отрасль является главным локомотивом развития экономики. «Российский опыт показывает, что строительная отрасль за последние три года дала 15% прирост в экономике, а за последние семь месяцев прирост составил 9%. Это хорошо видно и на примере других стран – все страны, которые сделали ставку на развитие экономики и инфраструктуры, выиграли», – заключил Марат Хуснуллин. [МП]