Монорельс докатился до реконструкции - Московская перспектива

Монорельс докатился до реконструкции

Монорельс докатился до реконструкции
Монорельс докатился  до реконструкции
Судьба транспортной системы определится до конца года

Единственную в столице линию монорельса, расположенную на северо-востоке города, ждет реконструкция. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, сейчас разрабатывается проект планировки территории, а до конца года будет готово инженерное решение по модернизации линии. Ранее планировалось интегрировать монорельс в существующую трамвайную сеть города. Пока же линия работает в туристическом режиме – интервал движения поездов составляет 30 минут.

В ноябре нынешнего года – всего через три месяца – московскому монорельсу исполнится пятнадцать лет. К юбилею линии власти города готовят проект реконструкции уникального вида транспорта. «Сейчас ведется проработка проекта планировки этой территории, а также инженерное обследование конструкций монорельса. Есть понимание, что линию необходимо реконструировать, однако готового решения пока нет», – сказал глава столичного стройкомплекса. Чиновник отметил, что градостроительная документация, а также инженерное решение по модернизации линии будут готовы до конца нынешнего года. При этом, по словам Марата Хуснуллина, свою функцию монорельс сохранит, поскольку транспортная связка нескольких районов на северо-востоке и севере города, которую сейчас выполняет линия, необходима. Также чиновник отметил, что демонтировать монорельс не планируется, поскольку объект является историческим наследием, инновационным для своего времени.

Ранее власти города говорили о возможности объединения линии столичного монорельса с трамвайной сетью. «Мы прорабатываем возможность интеграции московского монорельса в существующие трамвайные линии. При этом просто запустить по монорельсовым путям трамваи не получится – это экономически невыгодно», – пояснил Марат Хуснуллин. Также невыгодно и содержать монорельс в городе в том виде, в котором он существует сегодня. Только сама его эксплуатация, без учета строительства, обходится правительству столицы в миллиард рублей ежегодно. Для сравнения: транспортная работа Московского центрального кольца с несопоставимой протяженностью линии и объемом перевозок обходится городу в 4 млрд рублей.

Впервые о строительстве монорельса в столице заговорили еще в 1998 году, но вернулись к разработке проекта только через три года, когда Москва претендовала на проведение всемирной выставки «Экспо-2010», которая должна была разместиться на территории ВДНХ. Монорельс должен был решить задачу подвоза посетителей к павильонам. Право на проведение выставки в итоге выиграл Шанхай, но от возведения монорельса решили не отказываться. Проект оказался «золотым», строительство линии и закупка вагонов обошлись городу в 6,3 млрд рублей – дороже, чем укладка трамвайных линий и линий легкого метро. Монорельс запустили в 2004 году. Вначале линия работала в экскурсионном режиме, с получасовым интервалом и режимом работы с 10.00 до 16.00. К 2008 году интервал в самые загруженные часы сократился до семи минут, а часы работы увеличились – с 7.00 до 23.00. Тогда же линия получила официальный номер 13, под которым монорельс обозначался на карте метро.

Со временем пассажиропоток монорельса стал снижаться, а после открытия в 2016 году новых станций метро и МЦК и вовсе сошел на нет. К необходимости сокращения времени работы подтолкнул и серьезный износ подвижного состава, отремонтировать и заменить который не представлялось возможным. Дело в том, что вагоны для монорельса изготовил Московский институт теплотехники, который занимается разработкой межконтинентальных баллистических ракет. Поэтому составы монорельса – штучные изделия, то есть гораздо дороже, чем серийное производство, это же касается и ремонта, и поставки запчастей, которые пришлось бы делать индивидуально. В 2017 году монорельс снова перевели на экскурсионный режим работы, в котором он функционирует и сегодня. Поезда курсируют на линии с 8.00 до 20.00, а интервал движения составляет 30 минут.