Московская гавань вновь встречает корабли - Московская перспектива

Московская гавань вновь встречает корабли

Московская гавань вновь встречает корабли
Московская гавань  вновь встречает корабли
Порт пяти морей, вокзал-дворец, посол советского ар-деко – как только не называют уникальное здание, расположенное на берегу Химкинского водохранилища. Закрытый более 10 лет Северный речной вокзал восстанавливали буквально по крупицам. К жизни вернулись старинные люстры, фонтаны, мраморные статуи и драгоценная звезда 25-метрового шпиля, с которой связана интересная легенда. Реконструировали и привокзальный парк с набережной. «Я уверен, что этот интереснейший исторический ансамбль станет любимым местом отдыха горожан», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин

Главным событием сентября и дорогим подарком к 873-му дню рождения столицы стало открытие центрального сооружения канала имени Москвы. «Мы возвращаем Москве ее жемчужину – Северный речной вокзал. Восстановлен уникальный памятник архитектуры – здание-корабль. Мы сохранили большинство оригинальных элементов, исторический интерьер. Эти витражи, панно, часы, позолоченные люстры. На здание вернулась большая звезда, которая венчала его 80 лет. Здесь, как и раньше, можно отдыхать в ресторане, снимать фильмы, проводить грандиозные праздники. Капитально отремонтированы все 17 причалов, вокзал может принимать до 24 судов в день», – сказал Сергей Собянин на церемонии открытия. 

Северный речной вокзал был построен в 1937 году, возводили его одновременно с каналом имени Москвы. Вокзал стал первым речным объектом в СССР, при строительстве которого внимание было уделено не только функциональности, но и эстетике. Главный архитектор Алексей Рухлядев стремился создать не просто причал, а элегантное и презентабельное место отдыха для пассажиров. Главное здание получилось парадным, но одновременно легким – такого эффекта удалось добиться за счет большого количества арок. Венчает его тонкая башня с часами и 25-метровым шпилем с большой пятиконечной звездой. Здание оказалось настолько фотогеничным, что кинорежиссеры снимали его во многих советских фильмах, таких как «Волга-Волга», «Гонки по вертикали», «По семейным обстоятельствам».

В реставрации вокзала принимали участие 400 архитекторов со всей России, на строительстве трудились 800 рабочих. Процесс постоянно контролировали специалисты департамента культурного наследия города Москвы, восстановление велось по архивным материалам. Доступ к ним был открыт только в 2019 году, до этого архив был засекречен, поскольку канал Москва — Волга строили заключенные, а курировал проект НКВД. Из-за недостатка информации здание обросло легендами, самая известная из которых связана со шпилевой звездой. Среди жителей столицы ходит слух о том, что ее сняли со Спасской башни Кремля, но это не так. Золоченые звезды действительно похожи – они инкрустированы драгоценными камнями и украшены серпами и молотами. Но есть расхождения в деталях – это сечения и контуры. На восстановление позолоты и инкрустаций вокзальной звезды ушел целый год. Также реставраторы восстановили старинные башенные часы, более пятисот светильников, майоликовые медальоны, фонтаны и уникальные росписи. Особое внимание уделили роскошной парадной лестнице, одной из визиток вокзала – в 1939 году на ней прошли испытания автомобиля ГАЗ-61-40. Машина въехала по лестнице и спустилась вниз на глазах у первых лиц государства.

Обновленный вокзал будет работать круглый год. На старом месте открыт ресторан «Волга-Волга», а на крыше расположилась смотровая площадка. С нее открывается панорамный вид на Химкинское водохранилище. В зале ожидания можно познакомиться с поп-ап-экспозицией Музея транспорта Москвы. Она посвящена романтической роли Северного речного вокзала в освоении советской Арктики. 

Помимо самого здания власти столицы благоустроили и прилегающий к нему парк. Благоустройство провели на площади 49 гектаров. Главной темой концепции стала река, а изюминкой проекта – мини-копия канала имени Москвы. Это 400-метровый ручей со шлюзами и уменьшенной копией Северного речного вокзала. Над созданием латунных шлюзов мастера трудились несколько месяцев. И им в полной мере удалось передать красоту и величественность этих сооружений. В следующем году здесь появится зона отдыха с тремя обогреваемыми бассейнами, а через несколько лет от вокзала до метро «Сходненская» протянется канатная дорога. Она соединит соседние районы Левобережный, Северное и Южное Тушино, разделенные Химкинским водохранилищем.