23 июля 2024
09:00
Московский сад «Эрмитаж» отмечает 130-летие
Московский сад «Эрмитаж» отмечает 130-летие

Тринадцать десятилетий прошли ярко и шумно. Часто здесь впервые публике представляли то, что потом повсеместно становилось модным и популярным. Сад стал центральной площадкой, где отмечали столетие победы над Наполеоном. Здесь Станиславский и Немирович-Данченко открыли Художественно-общедоступный театр, позднее ставший Московским Художественным театром, а после переезда в Камергерский переулок переименованный в МХТ. В «Эрмитаже» планировали построить театр, по масштабу и помпезности превосходящий Большой, но планам помешали война и революция – в итоге площадка стала самым продолжительным долгостроем страны.
И это лишь часть истории городского сада, по аллеям которого в разное время на встречу со зрителем спешили Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Рахманинов, Сара Бернар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, Гарри Гудини, Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Людмила Русланова, Леонид Утесов и Владимир Высоцкий. ПЕРВЫЙ УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫЙ
Если дотошно следовать историческим фактам, то саду с названием «Эрмитаж» не век с хвостиком, а уже 200 лет. В этом году 130 лет отмечает тот сад, что находится в Каретном Ряду. Ранее, в 20-е годы еще XIX века одноименное пространство появилось недалеко от современной улицы Дурова, носившей тогда название Божедомка. И это был именно сад, а не парк. Бывший фаворит Екатерины II Иван Римский-Корсаков приобрел на Божедомке роскошную усадьбу с большим садом. Похоронив в 1815 году свою, отличавшуюся строгостью, гражданскую супругу, генерал-адъютант начал жить на широкую ногу и решился на нетипичный в то время шаг: по воскресеньям сад вокруг его усадьбы был открыт для любого прилично одетого горожанина. Усадьба быстро стала популярным местом отдыха москвичей.
«Приятность вечера, темнота аллей, чистота проспектов, иллюминация, звуки музыки, мелодические тоны песенников и разнообразие лиц и нарядов делают гулянье сие превосходным» – так место было описано в путеводителе тех лет, составленном литератором Иваном Гурьяновым. Место получило название «Корсаков сад». После финансового краха владельца и его смерти имение несколько раз меняло владельцев, которые с успехом монетизировали популярность, приобретенную во времена Римского-Корсакова. Местность стала первым увеселительным садом Москвы, получив название «Эрмитаж». Перед входом находилась хижина со статуей сидящего старца-отшельника. Это была игра слов: «Эрмитаж» по-французски – жилище отшельника, ermite – отшельник. Название обыгрывало удаленность парка от центра. Несмотря на это, место было очень популярным – об этом говорит тот факт, что с 1848 по 1851 год в саду размещался знаменитый ресторан «Яръ». Золотые времена «Эрмитажа» того времени пришлись на годы, когда площадкой владел антрепренер Лентовский, который приобрел этот сад в 1878 году.
«Семейная публика, простой народ, аристократы, кокотки, кутящая молодежь, деловые люди – все по вечерам бежали в «Эрмитаж»... вся Москва и приезжавшие в нее иностранцы посещали знаменитый сад», – так описывал популярное место отдыха режиссер Константин Станиславский. Однако позже Лентовский разорился, а его детище пришло в запустение. Официально сад на Божедомке был закрыт весной 1894 года.
РЕБРЕНДИНГ И ПЕРЕЕЗД В ЦЕНТР
Но раскрученным именем, проведя, как сказали бы сейчас, ребрендинг, воспользовался другой антрепренер – Яков Щукин. Купец решил открыть новый увеселительный сад с таким же названием, но ближе к центру, внутри Садового кольца.
Сейчас сложно представить, что на месте сегодняшнего «Эрмитажа» был пустырь и промышленная свалка. Выражаясь современным языком, предприниматель занялся КРТ, преобразив промзону. До открытия парка местечко прославилось тем, что в 1883 году с этого «пятачка» немец Берг совершил полет на воздушном шаре. Попутчиком в том полете совершенно случайно и неожиданно для себя оказался… журналист Владимир Гиляровский, пришедший писать репортаж с запуска. По тем временам это было зрелищное событие, для которого выпустили афишу.
«Сегодня, 3 сентября, в 7 часов вечера воздухоплаватель Вильгельм Берг совершит полет на воздушном шаре с пустопорожнего места Мошнина в Каретном Ряду. Вход – 30 копеек, сидячее место – 1 рубль» – гласил анонс, обернувшийся для журналиста настоящим приключением.
Отличавшийся вниманием к деталям, Гиляровский очень точно описал место, откуда шар запускали в полет. «Публика, собравшаяся массой на дворе пустыря Мошнина, в Каретном Ряду, где теперь сад Щукина, выражала недовольство и требовала полета. Берг, маленький старичок, страшно волновался и вызывал желающих подняться – но охотников не было. Я в это время работал в «Московском листке» и был командирован редакцией описать полет и пришел с опозданием, когда публика уже сердилась: шар был готов к полету, а Берг искал пассажира», – вспоминал о том событии репортер.
МЕСТО ПРЕМЬЕР
16 июля 1894 года участок в Каретном Ряду перешел к купцу первой гильдии Якову Щукину: сперва земля была в аренде, а потом предприниматель выкупил участок. На ландшафтные работы ушел год. На пустыре разбили клумбы, обустроили прогулочные дорожки, высадили деревья, протянули водопровод и электричество. Купец изрядно потратился, вложив в благоустройство все накопления. По легенде, перед открытием карманы некогда состоятельного человека настолько опустели, что афиши были напечатаны на деньги, полученные от сданного в залог мехового зимнего пальто. Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года. Через год здесь прошел один из первых в России киносеансов – москвичам показали легендарное «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. В 1898-м здесь же состоялось открытие МХТ – первым спектаклем был «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого, чуть позже в «Эрмитаже» прошли две чеховские премьеры – «Чайка» и «Дядя Ваня». Формально первый показ «Чайки» состоялся в Петербурге в Александринском театре 17 октября 1896 года, но тот спектакль завершился феноменальным провалом. После долгих уговоров совладелец будущего МХТ Владимир Немирович-Данченко получил от писателя разрешение на повторную постановку. И в этот раз пьесу ждал оглушительный успех. Сцена
Художественно-общедоступного театра стала тем самым гнездом, из которого чеховская «Чайка» выпорхнула в театральный мир и с тех пор идет с успехом на сотнях театральных подмостков. В честь этого события Чехов подарил режиссеру медальон с надписью «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!». Окрыленный успехами театральных проектов, в 1909 году Щукин построил летний зеркальный театр. Он планировал возвести и уникальный зимний на четыре тысячи мест – если бы идея реализовалась, то по размерам и помпезности новый театр превзошел бы Большой. Но планам помешала Первая мировая война. От идеи осталась только Щукинская сцена, простоявшая больше 100 лет, потом ее демонтировали. По факту проект превратился в самый продолжительный столичный долгострой – в начале XXI века в этих стенах размещался модный клуб «Дягилев».
Парк быстро приобрел популярность у московской публики. В первый же сезон сад посетило более семидесяти тысяч человек. В 1901 году Художественно-общедоступный театр сменил название на МХТ. Через год труппа переехала в подаренное меценатом Саввой Морозовым здание в Камергерском переулке. Но театральная летопись «Эрмитажа» не прервалась. В 1924-м в саду обосновался театр МГСПС (Московский городской совет профсоюзов), который потом переименовали в Театр имени Моссовета. Сейчас этот театр находится на Большой Садовой улице.
Абсолютный рекорд по посещаемости сад поставил уже после войны. В 1957 году во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов здесь побывали полтора миллиона посетителей. Традиция устраивать в парке премьеры продолжилась и после революции, когда сад был национализирован. На площадке «Эрмитажа» Эйзенштейн поставил свой первый самостоятельный спектакль «Мудрец» по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Здесь же дебютировал Московский великорусский оркестр, который позже превратился в Национальный академический оркестр народных инструментов имени Николая Осипова. 20 ноября 1980 года местный кинотеатр передали Театру миниатюр, руководителем которого стал Аркадий Райкин. Через 11 лет там открылся другой театр – «Новая опера», он работает и сейчас. В 1985-м построили здание для театра «Сфера». А еще в парке состоялась первая игра «Что? Где? Когда?».
Сейчас в парке прошли очередные работы по озеленению и благоустройству. Это по-прежнему популярное место для прогулок и театральная площадка. В память о меценате Щукине в саду сохранилось несколько исторических фонарей, на столбах которых при желании можно разглядеть вензеля «ЯЩ».