Мы говорим на одном языке - Московская перспектива
Мы говорим на одном языке

Мы говорим на одном языке

Мы говорим на одном языке
Мы говорим на одном языке
Генеральный директор компании «Генпро» Андрей Чупрак о новой архитектуре, рождении образов, способах 
их реализации и эволюции заказчика

В апреле текущего года генеральный директор компании «Генпро» Андрей Чупрак стал лауреатом Второй Национальной премии «Директор года по проектированию в строительном комплексе». Победа команды одержана в номинации «Проектирование МКД комфорт-класса». Награда стала поводом для встречи и обсуждения ситуации в сфере градостроительных проектов. Тем более что проекты компании – и реализованные, и проходящие утверждение – в ближайшее время воплотятся в той новой архитектуре, которая меняет лицо столицы.

Андрей Александрович, «МП» поздравляет вас с победой. Удивительно, что при таком качественном росте проектирования это относительно новая национальная премия. А вы согласны, что вся отрасль сейчас переживает подъем?
– И руководство города Москвы, и Москомархитектура очень поддерживают и задают новые тренды, в результате чего город обретает уникальные черты. И этот вклад – он на века. Как говорит главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, мы создаем тот градостроительный слой, за который «нам будет гордо». Для нас, архитекторов, это возможность расти, развиваться, реализовывать свой потенциал. По сути, мы наблюдаем сейчас подъем отечественной архитектуры: объекты, которые реализуются сегодня российскими бюро, не уступают мировым.

Ощущение такое, что мы перестаем оставаться на периферии архитектурной мысли. В чем причина такого бурного роста – новые технологии, долгое взаимодействие с прогрессивными иностранными бюро или, наоборот, их уход с рынка?
– Причин несколько. Но главное, не произошло того, что могло бы случиться: крупные игроки ушли, качество упало. Наоборот: западные компании ушли, а у отечественных специалистов появился большой эмоциональный, творческий подъем. У нас в бюро порядка 70 архитекторов-креативщиков, они существуют на постоянном драйве. И в целом на рынке именно так: профессиональная гонка, соревновательность стали нормой. При этом все понимают, что заказчику надо выдать также продукт максимально экономически эффективный, продвинутый в плане технологий и инженерных решений.

Ваша награда – за работу в сегменте класса комфорт. Но ведь в вашем портфеле он не занимает существенной доли.
– Наша компания уже была отмечена за премиальные, элитные объекты. В целом же у нас очень сбалансированный портфель заказов. Есть и клубные дома, и уникальные – типа новой высотки в старом Сити, и многое другое. Наряду с этим мы выполняем проекты класса комфорт для регионов, Московской области и столицы. И это, конечно, не типовые панельки, а объекты с образами, интересные по внешнему виду. Думаю, что наши реновационные дома в Измайлово, на Сиреневом бульваре, станут гордостью программы.

Но ведь в этом классе все ограничено рамками стандарта и бюджета. Значит, приходится снижать полет фантазии?
– Мне кажется, это как раз та задача, которая показывает класс архитектора. Конечно, имея ограничения, сложно создать какой-то wow-эффект. Но когда получается классный продукт, это вдвойне ценно. И тогда возникает гордость за профессионализм, за качество работы коллег.

У вашей компании широкий спектр деятельности – от разработки концепций до выполнения проектов под ключ. Что для вас наиболее интересно?
– В профессиональном плане нам наиболее интересны технически сложные и уникальные проекты. Что касается экономики, то мы не всегда смотрим только на нее. Есть проекты, имеющие социальную нагрузку. Высокодоходными они не являются. Но мы беремся за них, участвуем в конкурсах, потому что понимаем – это тоже возможность оставить определенный след в истории, проявить себя в социальном плане, сделать профессиональный вклад в развитие города.

Ваши проекты – например, Jois или совместный проект с Сергеем Кузнецовым в Сити – как они рождались и получили финальное решение?
– В каждом случае трансформация происходит по-разному. Небоскреб в Сити в прошлом году стал, наверное, самым резонансным архитектурным явлением. Десять лет назад он, как вы знаете, был разработан другим архитектором, имел совершенно другие внешние параметры. Мы после участия в конкурсе разработали и вынесли на суд Москомархитектуры свою концепцию. Выглядело это как две башни, связанные переходом. Нам предложили переработать проект, сделав его более ярким, амбициозным, уникальным. И в итоге после длительной работы (а это были потоки эскизов на бумаге, на салфетках…) родилась эта необычная форма в виде вытянутого кольца. Важно было сделать проект не только эффектным, но и эффективным. Комплекс будет многофункциональным, а это определяет подход к планировочным решениям. В нем появятся и жилье, и офисная часть, и гостиничная, и ретейл. Все это необходимо было увязать. Причем это будет одна из самых высоких башен в Сити.

Проект Jois был связан с другими сложностями. Подземная и наземная части участка включают сети, коллекторы метро, санитарные зоны, дорожную сеть. На разделенных таким образом зонах надо было разместить крупный по своим площадям объект. Отсюда конфигурация комплекса – две жилые части, включая 200-метровую по высоте, и третья офисная, также 200-метровая. Форма многогранника с террасами – это все рождалось в процессе, исходя из параметров основных объемов. Учитывались также видовые возможности ММДЦ «Москва-Сити», определенные задачи по проектированию нижних этажей – с террасированием, максимальным приближением к природной среде. Интересно, что в процессе проектирования доминанта этого комплекса три раза меняла свой внешний вид. И с каждым этапом перерождения, как мне кажется, проект только набирал плюсы.

Вы упомянули об эскизах на бумаге. Получается, вы сохраняете и цените «ручной труд»?
– Да, мы стараемся полностью не уходить в цифровизацию. Даже требуем от архитекторов работать с карандашом. Постоянно проводим конкурсы рисунков, размещаем их в чате. Работаем и с макетами. Сейчас организовываем в Москве крупную выставку. Макетам вообще уделяем большое значение. Создаем их из разных материалов – пенопласта, пластика, дерева, стекла. Часто получаются настоящие арт-объекты, которые мы с радостью дарим нашим клиентам. Этот нецифровой труд помогает архитекторам чувствовать материал, видеть, как объект вписывается в городскую среду, как будут соотноситься с ней его объемы, параметры, фактура.

В качестве эксперта вас приглашали на мероприятия по BIM-моделированию. Какой этап своего внедрения эта технология переживает сейчас? Долгое время ведь чиновники не успевали за рын- ком – бизнес освоил BIM быстрее.
– Я бы сказал, что сейчас BIM проходит стадию своего эволюционного внедрения в практику. Революцией он уже не является, им хорошо овладели и заказчики, и эксперты государственных структур. В этом смысле мы говорим на одном языке. BIM-среда стала удобной для диалога. Обратного пути нет. Надеюсь, и угроз с программным обеспечением не будет.

Видимо, и сами заказчики переживают эволюцию в своем развитии?
– Конечно. Сейчас в девелопменте сформировалась очень профессиональная среда. Часто на уровне акционеров есть глубокое понимание архитектуры, современных трендов и приемов. Кроме того, внутри девелоперских компаний формируются профессиональные команды, способные оценить решения, применяемые на объекте: в отношении фасадов, планировок, отделки. Мы уже говорим на одном языке. И когда заказчик понимает, чего он хочет, с ним проще взаимодействовать.

Вы говорите «чувствовать материал», имея в виду архитектуру. Ваша же задача другая: вы лично должны «чувствовать материал», общаясь с заказчиками, с коллективом, с городскими властями. Эти три группы людей преследуют разные цели. Как вам удается взаимодействовать с ними, увязывая все интересы? Есть какой-то профессиональный секрет?
– Важно быть разным. Относительно команды внутри: во-первых, надо как-то вдохновить команду на поддержание творческого процесса. Во-вторых, нужно увязать интересы тех, кто отвечает за творчество и реализацию. Никого не обидеть! Заказчик и город – отдельная тема. Заказчик ведь нас и нанимает, чтобы мы отстаивали его цели. Но мы должны понимать, чего от нас ждет город, каковы его требования. Наша задача сделать продукт, который устроит всех участников процесса.

Судя по вашему ответу, вы склонны действовать без перегибов, в рамках здравого смысла, и главным вашим инструментом является сила убеждения?
– Совершенно верно.

Теги: #