«Мы перестали быть невидимками»

«Мы перестали быть невидимками»

«Мы перестали быть невидимками»
«Мы перестали быть невидимками»
Москвич Алексей Маюк повредил позвоночник в 17 лет, попав в ДТП. С тех пор он передвигается на инвалидной коляске. Он помнит Москву очень враждебной к маломобильным гражданам. Но за 20 лет изменилось многое, город преобразился. О сильных и слабых в плане инклюзии местах столицы Алексей рассказал «Московской перспективе».

Трагедия с Алексеем случилась 22 года назад. Как и большинство попавших в аналогичную ситуацию, он прошел через стадии депрессии и отрицания. А потом понял, что жизнь продолжается, надо учиться существовать в новых условиях. Он не только адаптировался к жизни в мегаполисе, но и приобрел опыт экстремальных видов спорта: прыгал на тарзанке в горное ущелье, преодолевал перевалы на квадроцикле, спускался с парашютом, летал над пропастью на особом тролле MegaTrol, а еще болел в «Лужниках» за Россию на чемпионате мира по футболу. И половину этих безумств он совершил в компании своей супруги Дарьи. Девушка, в зависимости от самочувствия, передвигается либо на инвалидной коляске, либо при помощи ходунков. Эта нестандартная семья по своему опыту знает, как живется людям с физическими особенностями.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
Свои перемещения в метро Алексей начал задолго до появления Центра обеспечения мобильности пассажиров. Если у человека сильные руки, то передвигаться по подземке можно самостоятельно. Надо только пересилить страх. «Технически мужчине съехать на эскалаторе можно на многих моделях инвалидных колясок, – рассказывает Алексей. – С подъемом больших сложностей нет, надо только крепко держаться за поручень. Если кто-то стоит за спиной и страхует, то это не так сложно. Намного страшнее спускаться». Раньше на такие поездки отваживались только мужчины с тренированными руками.

С появлением Центра обеспечения мобильности пассажиров у пассажиров-колясочников в буквальном смысле началась совсем другая жизнь – с помощью сотрудников центра можно передвигаться и на старых станциях, где нет лифта. Помощники надежно страхуют инвалидную коляску на эскалаторе. А все новые станции полностью адаптированы под особенных пассажиров – как тех, кто передвигается на колесах, так и тех, у кого проблемы со слухом или зрением.

Нет теперь проблем и при передвижении на наземном транспорте. Раньше автобусы, адаптированные под маломобильных, обозначали в расписании значком «для инвалидов». Ходили они редко, в лучшем случае раз в час. Потом все автобусы оснастили аппарелями – съемными трапами для колясок. «Такой пандус водитель закреплял вручную. Ему надо было выйти из кабины, достать конструкцию, установить. Часть водителей при этом делали вид, что не замечают на остановке особенного пассажира, они просто закрывали двери и уезжали. Ребята-колясочники звонили в Мосгортранс, жаловались. Но после того как город и транспорт оснастили видеокамерами, а для равнодушных водителей ввели штрафы, проблема исчезла. С появлением низкопольных электробусов ситуация изменилась кардинально – почти все такие автобусы подходят вровень к тротуару, посторонней помощи для заезда в салон не требуется», – рассказывает Алексей.

Есть положительные перемены и для тех, кто передвигается на трамвае. Но этот транспорт еще не полностью адаптирован. «Трамвайные пути вынесены на дорогу, пол трамвайного салона не всегда на одном уровне с землей. Где-то есть островки со скошенными съездами – это удобно. А где-то по старинке: водитель достает аппарель. Управляют трамваями обычно женщины, для них довольно тяжело носить этот пандус, но они более внимательные и заботливые, всегда помогают и подбадривают», – объясняет Алексей.

ПРОГУЛКИ С АРХИТЕКТОРАМИ
Даша с Алексеем активно участвуют в разработке среды для маломобильных граждан. В октябре они стали гидами для группы архитекторов – на примере ТЦ «Солярис» молодые люди показывали, какими должны быть объекты, максимально комфортные для передвижения колясочников. Подобные встречи регулярно устраивает региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» – это одна из ведущих структур, развивающих инклюзию в России. На ее базе работает школа «АРХ-Перспектива» – в учебную программу входят практический аудит доступности разных городов России и дальнейшее создание проекта с учетом принципов универсального дизайна. По мнению Алексея, в целом ТЦ, такие как «Солярис», неплохо справляются со своей задачей. В них изначально заложена идея доступной среды. А вот на практике эту идею на корню губит банальный человеческий фактор. «Вроде бы в ТЦ есть специальный туалет для маломобильных, просторный лифт. Но по факту лифт может не работать, туалет закрыт на ключ, а откидной уличный пандус заржавел. Приходится искать людей, которые либо идут за ключом, либо разбираются, почему не вызывается лифт. В большинстве случаев оказывается, что все открывается и работает, но на это надо потратить время», – сетует молодой человек.

С МЕЧТОЙ О ПУТЕШЕСТВИЯХ
До пандемии супруги вели блог Voyage 4 wheels | Вояж 4 колес – рассказывали о путешествиях и активностях людей на инвалидных колясках. Сами перепробовали практически все доступные экстремальные виды спорта. Тем более что с каждым годом для этого появлялось все больше возможностей. Например, в аэропортах есть специальные службы, сотрудники которых встречают и сопровождают таких путешественников. Подобный сервис есть и на железнодорожных вокзалах. «В целом инфраструктура изменилась и продолжает улучшаться, мы перестали быть невидимками для города. Но очень важно не только убрать лишние бордюры и установить повсеместно лифты. Важно быть терпимее друг к другу, соблюдать законы общежития и служебные инструкции, помогать тому, кто рядом», – заключает Алексей.

Теги: #