На высоких скоростях

На высоких скоростях

На высоких скоростях
На высоких скоростях
Мэр Москвы Сергей Собянин согласовал проект строительства железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Из 680 км, столько составляет общая длина трассы, 43 км пройдут по территории столицы. В городе организуют сразу четыре остановочных пункта – Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Крюково. Работы по созданию ВСМ синхронизируют с организацией МЦД-3 Зеленоград – Раменское.

Высокоскоростной считается выделенная железнодорожная линия, имеющая не менее двух путей, поезда по которой движутся со скоростью от 200 до 400 км в час. Сейчас в России таких дорог нет. Впервые планы построить ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом власти озвучивали в начале 1990-х. С учетом масштабов страны подобные дороги назывались одним из самых перспективных направлений и столь же эффективных вложений бюджетных и не только средств. Но с тех пор проект так и остался на уровне идеи. Вновь о нем активно заговорили только в 2019 году. На сей раз проектировать ВСМ до Санкт-Петербурга поручил президент России Владимир Путин.

Детальный проект в данный момент находится в стадии доработки. Однако его маршрут по территории столицы уже согласовал на прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин. Общая протяженность трассы составит порядка 680 км, в том числе в границах Москвы – 43 км с четырьмя остановочными пунктами: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Крюково. Станции выбраны не случайно, они позволят интегрировать ВСМ в транспортную систему столицы. Ленинградский вокзал входит в крупнейший хаб города, здесь можно пересесть на три других ж/д направления и две ветки метро. На Рижской появится пересадочный узел, совмещенный с Большой кольцевой линией подземки и МЦД-2. Похожая ситуация и с Петровско-Разумовской. Помимо пересадки на МЦД-1 для пассажиров доступны две одноименные станции метро Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий. Платформа Крюково станет конечной для МЦД-3.

«В границах города Москвы трасса пройдет в соответствии с первоначальной редакцией схемы территориального планирования, разработанной в 2013 году, – в едином транспортном коридоре Октябрьской железной дороги (ОЖД). При этом будут учтены внесенные правительством Москвы дополнения, касающиеся организации посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах», – рассказали в столичной горадминистрации.

Строительство ВСМ планируется совместить с реконструкцией платформ и модернизацией главных путей Октябрьской железной дороги, которые будут выполнены для создания МЦД-3 Зеленоград – Раменское.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД», начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олега Тони, открытие новой железнодорожной магистрали позволит сократить время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга с нынешних четырех часов на «Сапсане» до двух с половиной. Минтранс РФ рассчитывает, что первый поезд проедет по ВСМ уже в 2027 году. А на территории столицы работы завершатся еще раньше – в 2024 году.

Новая трасса на территории Москвы пройдет в створе будущего МЦД-3, однако дальше, как ожидается, маршрут не будет полностью дублировать Октябрьскую железную дорогу. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин рассказал, что движение со скоростью 200–400 км в час технически невозможно осуществить по действующим путевым конструкциям. «Нужна путевая конструкция, созданная специально под скоростное движение. Если предоставят бюджетное ассигнование, при нашем опыте транспортного строительства мы вполне прилично построим, вопрос заключается только в деньгах», – сказал Михаил Блинкин.

В РЖД хотят провести новую трассу через Великий Новгород, сейчас ОЖД туда не заходит. По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, выгода от этого прежде всего в том, что начнут развиваться и связанные с дорогой другие города: «Сокращение времени движения между Москвой и Санкт-Петербургом повлияет и на развитие агломераций, в том числе Новгород и Тверь будут себя по-другому чувствовать. Кроме того, у нас появятся дополнительные рабочие места, дополнительная синергия от товаропотоков».

Строительство ВСМ между двумя мегаполисами с населением около 20 млн человек не только создаст новые экономические условия для бизнеса, но и объединит Москву, Санкт-Петербург и находящиеся между ними города в новую агломерацию с интенсивными производственными, туристическими и культурными связями, считает Алексей Ефанов, директор направления «Инжиниринг»
ГК SRG. По словам замминистра транспорта РФ Владимира Токарева, проект является экономически эффективным, чистую прибыль магистраль начнет приносить уже на пятый год. Стоимость трассы на данный момент оценивается в 1,39 трлн рублей. По предварительным подсчетам, пассажиропоток новой линии к 2030 году составит 23,3 млн человек.  «Проекты ВСМ – выгодные, они дают огромный мультипликативный эффект, экономят время людей. Это все трансформируется в доходы регионов, бюджета, железных дорог. А самое главное – людей», – заявил гендиректор РЖД Олег Белозёров.

Теги: #