Начался капитальный ремонт и реставрация сталинской высотки у Красных Ворот
Высотки заложили 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы. Их отличали небывалый для города масштаб – они должны были обозначить послевоенный статус столицы державы-победительницы. Среди них была и сталинка у Красных Ворот.
КАКИЕ У НАС ДОМА!
Строительство знаковых высоток поручили министерствам и ведомствам, располагавшим наиболее мощной в стране строительной базой. На предварительное проектирование зданий выделили два месяца, а все необходимые подготовительные работы предполагалось завершить в течение 1947 года. Спешка объяснялась личной заинтересованностью Сталина, который, развернув масштабное строительство, пытался продемонстрировать величие Страны Советов. Ему приписывают слова: «Ездят у нас в Америку, потом приезжают и восхищаются: ах, какие же там огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву
и видят, какие у нас дома! Пусть ахают!» При этом Сталин регулярно интересовался ходом строительства зданий и вносил коррективы в проекты.
ПОБЕДИЛИ ЛУЧШИЕ
В 1947 году объявили конкурс на проект высотного здания МПС у Красных Ворот. В состязании принимали участие четыре творческих коллектива под руководством архитекторов Алексея Душкина, Ивана Таранова, Самуила Кравца и Георгия Волошинова. Победила идея Душкина. Главный архитектор Москвы той поры Дмитрий Чечулин в своих мемуарах писал, что первый проект здания архитектор Алексей Душкин выполнил самостоятельно, но руководство страны он не устроил. Проект отправили на доработку, а в помощь зодчему назначили молодого соавтора Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице. В коллектив также вошли инженеры-конструкторы Виктор Абрамов и Яков Дортман, совместная работа которых вызвала одобрение. В 1949 году архитекторы были удостоены Сталинской премии II степени.
НОВОЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Существовали по меньшей мере три обстоятельства, осложнявших строительство высотных зданий в Москве. Во-первых, слабые грунты, такие как супеси, суглинки и пески, поэтому для небоскребов требовались надежные и дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, отечественные специалисты, кроме нескольких архитекторов, не имели соответствующего опыта работ.
В-третьих, в СССР отсутствовала необходимая техническая база. Однако, осознавая важность задач, специалисты всех уровней достаточно быстро приступили решению и приобретению новых знаний и опыта. Известные ученые Николай Герсеванов, Николай Цытович и Дитрий Польшин сформулировали теорию «коробчатого фундамента», который позволял возводить здание без гигантских железобетонных массивов и осадочных швов.
Однако до 1940-х годов советские строители возводили малоэтажные здания преимущественно из кирпича, это позволяло сокращать производственные затраты. Почти все работы были рассчитаны на использование физической силы, что позволяло сэкономить на разработке и производстве дорогого оборудования. Поэтому в 1946 году в распоряжении московских строительных коллективов были лишь 26 подъемных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов. А для реализации такого масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование. Высотки предполагали построить из монолитного железобетона или с использованием металлического каркаса, для этого в подмосковных Люберцах, в Кучино, а также в селе Кудиново были заложены заводы стройматериалов, а для рабочих созданы комбинаты, где они совершенствовали свои навыки. Конструкторы разработали башенный кран УБК, максимальная грузоподъемность которого составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания.
БОЛЬШАЯ РАБОТА
Отличительной особенностью высотного здания стал разместившийся на первом этаже наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота». На момент его строительства архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках. Основная сложность проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. Но на этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. Но чтобы осушить грунты и привести их в должное состояние, потребовалось бы еще не менее полутора лет, а это было попросту невозможно. Советское руководство торопило строителей, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента небоскреба шло параллельно.
Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости от котлована 24-метровой глубины, вырытому над местом будущего вестибюля станции метро, специалистам потребовалось провести сложные работы по укреплению территории стройплощадки. Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана успешно осуществила идею заморозки плывунных грунтов вокруг котлована. Мастера проделали 230 скважин глубиной 27 метров, в них опустили замораживающие колонки, которые образовали два контура. При температуре −20 °C по ним пустили рассол хлористого кальция. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта, которая вызвала его пучение. Инженеры знали, что подобное может случиться, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно масса небоскреба будет давить на грунты разной плотности. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, а это впоследствии приведет к отклонению здания от вертикальной оси на 16 сантиметров. Чтобы избежать последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном.
В октябре 1950-го, когда замороженные грунты начали оттаивать, строящееся под наклоном здание под собственным весом стало выпрямляться и в итоге приняло четко вертикальную позицию. Газеты, которые вели регулярные репортажи со стройплощадки, отмечая передовой труд каменщиков, сварщиков, монтажников, писали, что высотка у Красных Ворот оказалась одной из самых сложных, самых дорогих и самых крепких, потребовавшая расхода огромного количества стальных конструкций. «Это очень качественное строительство. Снести здание будет трудно. По подсчетам специалистов, затраты на снос будут значительно превышать стоимость ее возведения», – отмечает экскурсовод, культуролог, историк архитектуры Мария Василёнок.
ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
В 1953 году правительственная комиссия проинспектировала строящееся сооружение и приняла в эксплуатацию его административную часть. 138-метровое здание (вместе со шпилем) состоит из центрального 24-этажного административного корпуса и двух боковых жилых крыльев переменной высоты от 11 до 15 этажей, где расположены 276 квартир, немалая часть из которых пятикомнатные.
Интерьеры здания скромнее, чем в других сталинских высотках. В отделке парадного вестибюля использовали нержавеющую сталь, отсутствуют дорогие материалы или живописные панно. Однако каждый подъезд имеет неповторимый декор.
У здания небольшой двор и псевдоантичная ротонда-вход, а также огромное подземелье. Наружные стены небоскреба облицованы натуральным известняком, а первые этажи – красным гранитом. В центральном корпусе со стороны двора был устроен зал собраний на первом этаже, а выставочный зал – на цокольном. По периметру подвала проходит тоннель с въездом со стороны Красноворотского проезда, предназначенный для грузового автотранспорта, обслуживающего высотку. Есть даже проход из подвала здания в поворотный вестибюль метро, так что жильцы могли оказаться в подземке, минуя основной вход.
В жилых корпусах во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов и мусоропроводы. Помимо традиционной вентиляции в доме работала централизованная система кондиционирования, а также продвинутая система пылеудаления.
«В рамках ремонтно-восстановительных и реставрационных работ запланирован целый комплекс мер по приведению в надлежащий вид всех фасадных элементов дома. Специалисты расчистят и промоют фасад, выполнят локальную замену облицовочного покрытия, произведут работы по сохранению декоративных элементов. На заключительном этапе будет выполнена гидрофобизация на открытых фасадных площадях. Также в рамках капитального ремонта предусмотрена замена ряда инженерных систем», – уточнили в Фонде капремонта.