6 октября родился архитектор Ле Корбюзье
Уже в начале 1920-х годов Ле Корбюзье сформулировал пять принципов новой архитектуры, опубликовав их в собственном журнале «Новый дух»: дом должен быть на столбах, с плоской крышей, с гибкой внутренней планировкой, ленточными окнами и свободно организованным фасадом. Историки архитектуры подчеркивают, что Ле Корбюзье был прежде всего инженером. Вдохновение он искал в современной технике: жилой дом, по его мнению, это не что иное, как «машина для жилья», а промышленное или административное здание – «машина для труда и управления». Однако при этом он настаивал, что все строительство можно вести «в человеческом масштабе, ориентируясь на то, как человек ходит, сидит, лежит».
Свои идеи Ле Корбюзье воплощал в Индии, США, Швейцарии, Франции, Алжире, Италии, Бразилии, Японии. Есть постройка мастера и в Москве: архитектор выиграл международный конкурс на здание Центросоюза, возведенное на Мясницкой улице в 1928–1935 годах. Тогда это был первый и самый крупный офисно-административный комплекс в Европе. Кроме того, впервые в истории в офисном здании отказались от кабинетов и разместили рабочие места по принципу open space. Москву и СССР в целом Ле Корбюзье рассматривал как отличный полигон для самых революционных архитектурных экспериментов. Благодаря своим социалистическим взглядам он был желанным гостем в стране.
С 1928 по 1930 год архитектор трижды приезжал в Советский Союз, дружил со многими советскими конструктивистами и даже некоторое время входил в редколлегию журнала «Современная архитектура». Историки архитектуры уверены, что, работая в Москве, он перенял многие приемы у советских коллег. Это и плоская крыша с террасой и кафе, которую к тому времени архитектор Борис Великовский уже воплотил в здании Госторга, возведенном в Москве, и сплошной стеклянный фасад, который Иван Леонидов предлагал в своем проекте Центросоюза. Но в любом случае собрать и реализовать в одном здании все эти идеи смог только Ле Корбюзье.
Французский архитектор участвовал и в конкурсе на здание Дворца Советов в Москве, предложив чрезвычайно смелый и новаторский по замыслу функционалистский проект, он представлял собой соединение архитектурных объемов, над которыми располагалась дуга, формировавшая пространство Большого зала. Жюри сочло его проект не способным претендовать на архитектурную значительность, так как Дворец Советов должен был прежде всего символизировать победу коммунистических идей. Однако многие искусствоведы уверены, что этот проект – одна из лучших нереализованных работ Ле Корбюзье. Несмотря на циклопические масштабы здания, оно должно было получиться соразмерным масштабу человека и служить в первую очередь удобству посетителей. Впрочем, как известно, сам Дворец Советов в итоге не был построен.
Так или иначе, но оскорбленный архитектор уже больше никогда не приезжал в Москву, поэтому строить Центросоюз пришлось без него. Конечный результат не понравился Ле Корбюзье настолько, что он хотел отказаться от авторства. Особенно его возмутило то, что бетонные фасады здания облицевали розовым армянским туфом – в советской столице к моменту завершения строительства вошла в моду неоклассика.
Тем не менее здание отлично вписалось в конструктивистскую Москву и продолжает оказывать влияние на столичную архитектуру по сей день: авторы нашумевшего проекта жилого комплекса RED7 на проспекте Академика Сахарова прямо говорят, что один из источников их вдохновения – это Центросоюз Ле Корбюзье.