6 октября – день памяти скульптора Веры Мухиной, автора одного из главных символов Москвы
Есть версия, что конкурс на создание скульптуры для павильона СССР, который планировалось построить для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, Вера Мухина выиграла благодаря протекции наркома Вячеслава Молотова. Тот якобы покровительствовал ей из-за ее мужа Алексея Замкова. Этот талантливый врач разработал первый промышленный гормональный препарат, который пользовался большим спросом у советской элиты. Считается, что Замков стал одним из прототипов булгаковского профессора Преображенского.
Однако это всего лишь слухи, а вот отрицать огромный талант Веры Мухиной попросту невозможно. В то время как в советском искусстве 1930–1940-х годов царило «иллюстративное» понимание реализма, она воплощала в своем творчестве язык символов и образов. Ярким примером такого подхода как раз и является прославивший ее монумент, в котором искусствоведы находят отсылки к античным образцам и которым восхищался сам Пабло Пикассо, писавший: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба!»
Вера Мухина в полной мере получила признание и у властей: достаточно сказать, что в 1940–1950-х годах она пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Ее работы украшают знаковые точки столицы: это «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, скульптура «Наука» у здания МГУ, скульптурные группы «Хлеб» и «Плодородие» в парке Дружбы около Северного речного вокзала и «Земля» и «Вода» в «Лужниках», памятник Чайковскому у здания Московской консерватории и памятники Максиму Горькому у Белорусского вокзала и у Института мировой литературы.
Вера Игнатьевна тоже удостоилась памятника – в 1989 году, к столетию со дня ее рождения, он был установлен в сквере, который выходит на Пречистенский переулок. Его расположение неслучайно: недалеко находится двухэтажный дом, в котором Вера Мухина провела свои последние годы. Строительство этого дома-мастерской началось еще в 1939 году, но прервалось в начале Великой Отечественной войны, а завершилось лишь в апреле 1947 года. Вера Мухина сама принимала активное участие в разработке проекта здания, разделенного на жилую и рабочую зоны. В качестве образца она выбрала мастерскую французского скульптора Антуана Бурделя, у которого училась в Париже.
После смерти скульптора жилая часть дома была сохранена за ее семьей. Дело в том, что строительство мастерской финансировала Государственная Третьяковская галерея, а жилая часть возведена на личные средства Веры Мухиной. Там и сейчас живут ее наследники – внучка с мужем и правнуком. Что касается самой мастерской, Вера Мухина завещала не устраивать в ней музей, а сохранить за помещением статус творческого пространства. Там находится один из отделов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, проходят выставки и лекции, идут работы по восстановлению живописи. В 2018 году здание отреставрировали. В жилой части дома специалисты восстановили деревянную лестницу, а в мастерской – витражное окно и прозрачный стеклянный купол.
В порядок привели и фасады: очистили от грязи и пыли, сняли растрескавшуюся штукатурку, а затем выровняли и покрасили. Восстановили декоративные элементы, украшающие фасады дома. Кстати, они выполнены по эскизам самой Веры Мухиной. Кроме того, в здании установили современную пожарную сигнализацию, заменили систему отопления и электрику, выровняли и покрасили стены, отреставрировали потолочные карнизы. Уцелевшие части паркетного покрытия восстановили, восполнив недостающие элементы.
По итогам этого процесса дом-мастерская Веры Мухиной стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» в номинациях «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и «Научно-методическое руководство при проведении работ». А с 2022 года этот памятник архитектуры и истории имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.