Нарисуем – будем жить!

Нарисуем – будем жить!

Нарисуем – будем жить!
Нарисуем – будем жить!
Несколько суховатое название экспозиции «Москва: Проектирование будущего» не должно вводить в заблуждение. Информация о развитии города подана весьма изобретательно – с использованием мультимедийных носителей, старых фото, картин и гравюр, чертежей и планов города, здесь есть даже реконструкция кабинета проектного института советского периода. А поэтому мероприятие может заинтересовать не только москвоведов или специалистов по проектированию, но и самую широкую публику.

В старом здании на Зубовском бульваре, дом 2, представлено 200 экспонатов. Идею выставки хорошо сформулировал ее куратор Дмитрий Ликин: «Мы хотели показать, что стоит за фразой «нарисуем – будем жить». На самом деле проектирование города – чрезвычайно сложный набор разных компетенций. Выставка посвящена тому, что представляло собой управление городом при Елизавете Петровне, при Екатерине II и когда столица переместилась в Санкт-Петербург. Что потом произошло с городом, когда столицей снова стала Москва, какие были амбиции и вызовы, какие задачи предстояло решить. Сейчас главное для города – люди, как и в последнем феерическом Генплане Москвы 1971 года. Если в сталинском генплане главной ценностью было обслуживание идеологии, причем идеологии вертикали, то у этого генплана была ровно противоположная задача – прежде всего люди, которые в этом городе живут».Кроме того, выставка связана с датами, которых в 2021 году было три: 70-летие Института Генплана города, 30-летие Москомархитектуры и 125-летие Музея Москвы. 

Открывая экспозицию, председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская отметила: «В честь нашего юбилея мы решили создать эту необычную выставку, которая показывает градоисторию развития Москвы с необычного ракурса – со стороны чиновников, проектировщиков и архитекторов, которые в свое время создавали и развивали Москву. Можно сказать, что выставка посвящена эволюции управленческих механизмов и самым разным градостроительным решениям, причем даже таким, которые ничего общего не имели с реальностью, но в совокупности сформировали облик нашей любимой Москвы, которой мы так восхищаемся, любим и очень гордимся». Информация о Москве подана весьма остроумно, неожиданными могут показаться не только коллажи, но даже схемы. Многое из того, что долгое время не афишировали, например, проекты-утопии и их авторов, представлено вполне обстоятельно. Например, тоннель под Кремлем, здание Наркомата тяжелой промышленности по проекту братьев Весниных на месте нынешнего парка «Зарядье» или комплекс зданий для отдыха трудящихся с названием «Сонная соната», которую предлагал архитектор Константин Мельников. Очень персонифицировано поданы даже генпланы развития города. В каждом таком документе содержалась важная идея развития, а иногда и несколько идей. Некоторые были отвергнуты, а другие легли в градостроительную основу развития города. Сейчас стало понятно, насколько они оказались органичными для Москвы. Например, расширение города до нынешней МКАД заложили еще в Генплане 1971 года, тогда же появилась концепция Московской агломерации.

«Москва – это сложное «растение». За любым развитием стоит какая-то персональная история – у любого успеха, как и неудачи, всегда есть имя и фамилия. Это очень важная вещь, что намного, как ни странно, важнее, чем качество планирования, генплан и т.д. Мы решили сделать проект, посвященный таким аспектам, которые, может быть, не сразу приходят на ум, когда говорят про развитие Москвы. Эта выставка не про даты, не про квадратные метры и изменение границ. Мы постарались сделать очень свежую и остроумную выставку, которая была бы интересна людям всех возрастов, в первую очередь школьникам, которые только формируют свое представление о том, что такое вообще среда, в которой они находятся, и как получается город», – прокомментировал задачу экспозиции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Теги: #