Навстречу юбилею: 21 мая в Гостином Дворе начнет работу XXX Международная выставка-форум АРХ МОСКВА-2025

– Василий Владимирович, выставка всегда выглядит по-новому. Вашей команде каждый год удается чем-то удивить публику. Что ждет посетителей в этот юбилейный год?
– Стараемся находить какие-то новые темы, решения, обновляем рубрики, разделы, но оставляем неизменными какие-то системные моменты, с тем, что связано с навигацией, структурой. Чтобы человек, приходящий к нам с профессиональными целями, мог ориентироваться в выставочном пространстве.
Новое в этом году – это куратор, в роли которого выступил не архитектор, а выдающийся художник, мастер, да еще и мой друг-однополчанин (мы даже служили когда-то вместе) Николай Полисский. Ему принадлежит идея, я бы даже сказал, призыв 30-й АРХ МОСКВЫ, сформулированный коротким словом СУТЬ. В павильоне куратора Николай сможет сам художественным образом высказаться на эту тему.
Новым в этом году станет и павильон «Футуратор», название которому придумала директор выставки Анна Фурс. Бюро «Катарсис» из Санкт-Петербурга выступило куратором «Футуратора», павильона, где будет организован квартирник архитектурных сообществ. Илья Мукосей, креативный директор АРХ МОСКВЫ, стал куратором исследования «Новый московский стиль». Работу проводят студенты архитектурной школы МАРШ. Они выявили десяток главных черт современной столичной архитектуры и представят результаты в отдельном павильоне. Еще одно исследование получило название «Огни Москвы». Его куратором и автором экспозиции выступила фотограф Ольга Алексеенко. Мы давно хотели сделать что-то подобное, показав разницу между ночным городом и Москвой при свете дня. В ночное время за счет подсветки зданий столица преображается.
А экспозицией, открывающей выставку, станет проект «Метро Москвы. 1941–1945», посвященный 90-летию столичного метро. В годы войны метро использовалось как убежище, как транспортная система, а кроме того, оно еще и строилось. Масштабный проект на эту тему подготовили сотрудники Института Генплана.
– В этом году, как мне известно, вы впервые решили включить в программу выставки ночное мероприятие?
– Да, инициатором выступила программный директор АРХ МОСКВЫ Оксана Надыкто, предложив в ночь на субботу повести ночной фестиваль в честь юбилея выставки.
– Наша газета подготовила интервью с художником Николаем Полисским, в котором он проанонсировал целую галерею фигур на предложенную им тему СУТЬ. Где она разместится и как отреагировали на это предложение участники проекта?
– Этот проект получил название «Мастера», он представит работы 36 наших самых известных архитекторов, в которых они выразили СУТЬ своего архитектурного видения. Это объемные белые скульптуры, выполненные из стойкого полимерного материала. Сначала мы представим их на выставке в Гостином Дворе, а затем они переедут в Никола-Ленивец и станут экспонатами «Аллеи звезд» фестиваля «Архстояние», который в этом году отмечает свое 20-летие. Что меня более всего удивило в этих монументах, так это то, что они получились совершенно разными: архитекторы, которым была обозначена идея Полисского, в художественном смысле высказались на нее совершенно непохожим друг на друга образом.
– Василий Владимирович, не могу не задать юбилейный вопрос. Начиная организовывать выставки 30 лет назад, вы могли себе представить их нынешний размах («Экспо-Парк» организует подобные мероприятия в сфере книгоиздания, дизайна, искусства и антиквариата и живописи. – Прим. ред.)?
– Да, пожалуй, мог…Ведь когда что-то начинаешь, то замахиваешься на нечто крупное, серьезное. Тобой двигают какие-то творческие амбиции. Эти выставки я видел как центральные событийные точки в разных областях. Тем более что тогда, 30 лет назад, в выставочной сфере мало что было.
– Считаю вас руководителем сразу нескольких предприятий – потому что сферы, с которыми вы работаете, очень отличаются друг от друга… Или… я слишком преувеличиваю масштаб вашей личности?
– Я руковожу всего одной компанией «Экспо-Парк Выставочные Проекты», которая организовывает выставочные мероприятия. Но в каком-то смысле, если учитывать разницу самих этих сфер, вы правы. Наши проекты, как зеркало, отражают эти рынки – издательский, арт-рынок, дизайнерский и архитектурный.
– И последний вопрос: как отличается в человеческом плане среда, в которой вы работаете? Мне кажется, архитекторы – это самые сложные «по своему устройству» люди.
– Люди и рынки очень разные. Но для меня то, что я работаю с архитекторами, – большая ценность. Я всегда говорю своим коллегам – то, что мы можем соприкасаться с людьми этой профессии, – это привилегия. Это интеллектуалы, люди очень взыскательные и хорошо образованные. Собственно, это же можно сказать, например, и об антикварах, коллекционерах. Зачастую это, без преувеличения, уникальные личности.
Да, творческий человек, художник должен обладать особой предвзятостью взгляда на все. Чтобы создать что-то стоящее, ему важно ощущать себя самым лучшим, самым талантливым и даже выдающимся. Архитекторов я считаю людьми особой миссии, особой ответственности. Этот уровень сопоставим с миссией политиков. Создаваемое ими люди видят каждый день в течение десятилетий, а иногда и столетий. Это формирует общество на подсознательном уровне. И я горжусь, что среди участников выставки – мои сокурсники, ставшие настоящими мэтрами архитектуры.