Новая Москва как туристический объект: рассказываем об интересных местах
ОСТАФЬЕВО
Усадьба князей Вяземских Остафьево не менее известна как «Русский Парнас». У поэта Петра Вяземского здесь часто гостил Александр Пушкин, бывали Николай Гоголь, Александр Грибоедов, Денис Давыдов, Василий Жуковский, Евгений Баратынский, некоторое время жил и писал главы «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Популярная в творческих кругах усадьба считалась литературным салоном на природе.
По легенде, подыскивая название своей резиденции, Петр Вяземский решил, что это будет первое слово, которое произнесет ожидавшийся к нему в гости друг Пушкин. А когда экипаж путешественника остановился у барского дома, лакей спросил у поэта, что делать с саквояжем. «Оставь его», – ответил тот. Так и появилось название «Остафьево». (На самом деле село и до Вяземских называлось Остафьево).
В конце XIX века владельцем имения стал граф Сергей Шереметев, который, осознавая значение уходящей дворянской усадебной культуры, не стал перестраивать ее на свой лад, а открыл там общедоступный Пушкинский музей, который пережил революцию. Но в 1930-м, в период рьяной борьбы с отголосками царского прошлого, он был упразднен, а усадьба превратилась в ведомственный санаторий. Правда, помимо чиновников в нем отдыхали и знаменитые советские писатели.
Музей-усадьба «Русский Парнас» был возрожден лишь в 1988 году. Помимо барского особняка с флигелями здесь есть великолепный парк с небольшой регулярной и обширной пейзажной территориями. Самой старинной частью усадьбы является липовая аллея – по преданию, именно Пушкин назвал ее «Русский Парнас». Как и во многих усадебных парках, по заказу графа Шереметева здесь установлены памятники Петру Вяземскому и его сыну Павлу, а также Пушкину, Карамзину и Жуковскому.
Недалеко от Остафьево находится и один из шедевров русского барокко рубежа XVII–XVIII веков – церковь Знамения в Дубровицах, построенная на средства рода Голицыных шведским архитектором, учеником великого Бернини Тессином-младшим.
ВОРОНОВО
Вороново – еще одна интереснейшая усадьба с архитектурным ансамблем времен барокко. Она возникла на рубеже XVI–XVII веков при Александре Воронове-Волынском и принадлежала этому роду до середины XVIII века. Следующим владельцем стал граф Иван Воронцов. При нем и сложился архитектурно-природный комплекс. Автором проекта был архитектор Карл Бланк, который прославился строительством в стиле позднего барокко.
С 1800 года усадьба принадлежала генерал-губернатору Москвы графу Федору Ростопчину, который в 1812-м, чтобы она не досталась французам, был вынужден ее сжечь. Но поскольку стены главного дома сохранились, Ростопчин постройки восстановил. К сожалению, сегодня территория усадьбы закрыта, поскольку ее занимает санаторий Минэкономразвития РФ.
Впрочем, расстраиваться не стоит, любителям классического искусства можно заглянуть в Вороновскую художественную галерею. В народе ее окрестили «Малая Третьяковка». Она занимает старинный двухэтажный особняк архитектурного ансамбля XVIII века.
Около шести тысяч произведений искусства собрано в этом музее – картины, скульптуры, фотографии. В основном это работы в жанре советского реализма художников из объединения «Окна ТАСС». Демонстрируются и творения классиков: Ивана Шишкина, Константина Коровина и других известных дореволюционных живописцев, уважаемых Павлом Третьяковым –
основателем Третьяковки.
ПЕРЕДЕЛКИНО
Известное место, которое ежегодно посещают тысячи туристов, – писательский поселок Переделкино. Здесь жили и творили Корней Чуковский, Борис Пастернак, Булат Окуджава, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и другие литературные классики.
Одним из первых дачников в Переделкино был Борис Пастернак. Именно здесь он работал над романом «Доктор Живаго», который принес ему Нобелевскую премию. Кроме того, он успевал возделывать огород, ухаживать за теплицей и собирать валежник.
В Доме-музее Бориса Пастернака сохранили всю обстановку. Здесь проводят экскурсии, выставки и литературные вечера.
Еще одним знаменитым дачником был Корней Чуковский. Двери его дома никогда не закрывались для окрестной детворы. На участке писатель построил отдельное небольшое здание под библиотеку для детей, а среди сосен устраивал праздничные костры «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». В Доме-музее Корнея Ивановича сохранились фотографии писателя, графика, живопись, мантия доктора литературы Оксфорда, подарки от детей и книжная коллекция. Сотрудники музея проводят тематические экскурсии и продолжают традицию праздничных костров.
Бывшая дача поэта и композитора Булата Окуджавы тоже стала музеем, а в саду под разноцветным тентом собираются поклонники творчества поэта и посетители празднеств, спектаклей и лекций. Интересные дачи-музеи у поэта Евгения Евтушенко и скульптора Зураба Церетели – правда, у него это не совсем музей. В саду нередко можно встретить самого хозяина или посмотреть, как бронзовые крокодилы взбираются по лестнице на макет земного шара, Петр I позирует на фоне играющих в мяч львиц, а перед домом исполняет музыку монументальный оркестр.
По дороге от писательского поселка к железнодорожной станции есть кладбище, где похоронены Борис Пастернак, Корней Чуковский, Роберт Рождественский и другие знаменитые дачники. Вход открыт, любой желающий может почтить их память.
СТАРО-НИКОЛЬСКОЕ
Популярностью у туристов пользуется усадьба Старо-Никольское с примыкающим к ней красивым парком. Ее история уходит в далекое прошлое. В 1660 году бывшие монастырские земли перешли во владение царскому окольничему Федору Ртищеву – видному государственному деятелю и, пожалуй, самой яркой фигуре в окружении царя Алексея Михайловича, который построил на этих землях усадьбу.
В 1812 году ее захватили французы. В Старо-Никольское нанес визит маршал Иоахам Мюрат, ближайший сподвижник Наполеона. Он переночевал в усадьбе, а на следующее утро отправился в направлении села Фоминского, чтобы соединиться с французской армией. Вскоре усадьба сгорела. После трагического события Старо-Никольское сменило нескольких хозяев, которые не задерживались в имении надолго. После войны новый владелец граф Иван Мусин-Пушкин приступил к масштабному восстановлению имения. Выстроил трехэтажный дом в стиле ампир, который поражал всех гостей усадьбы своей роскошью, осуществил многочисленные хозяйственные постройки и разбил парк с каскадными прудами и тенистыми аллеями.
После революции имение было национализировано. Интерьеры главного дома усадьбы перестроили, максимально увеличив его полезную площадь, и разместили там общежитие. Строительные работы велись и позже, случился даже пожар, в результате к началу нынешнего века облик усадьбы был полностью утрачен, а большую часть примыкающей территории застроили.
Вернуть былое великолепие архитектурному памятнику смогли китайцы. В 1928 году с разрешения правительства СССР в бывшей дворянской усадьбе в обстановке полной секретности проходил VI съезд Коммунистической партии Китая, который вел сам Мао Цзэдун. 100 делегатов подытожили уроки китайской революции и обсудили ключевые вопросы и задачи будущего развития страны. Это единственный случай в истории, когда съезд партии прошел за рубежом. Да к тому же принятые на нем решения оказались для КНР эпохальными.
Китайские товарищи взяли территорию в аренду на 49 лет и с 2015 по 2016 год в рекордно короткий срок (всего за 400 дней), используя сохранившийся архитектурный план, рисунки и фотографии, восстановили постройки, облагородили территорию и разместили в интерьерах главного дома усадьбы Музей истории Китайской коммунистической партии.
ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь был заложен в 1826 году на территории имения Марии Бахметевой, приютившей в своем доме старца Зосиму с его 22 духовными дочерями. Они основали в непроходимой лесной чаще монашескую общину, которая через 30 лет была преобразована в монастырь. После Октябрьской революции большевики сначала превратили его в трудовую земледельческую артель, а в 1929-м окончательно закрыли.
В 1941–1942 годах на территории обители находился госпиталь, а на монастырском кладбище хоронили погибших воинов. В 1967-м здесь открыли пионерский лагерь, куда приезжали дети сотрудников Московского метрополитена, и только в 1996 году возобновили богослужения. А через три года архитектурный ансамбль вернули Русской православной церкви. Все здания и постройки монастыря, включая храмы, отреставрированы.
В 2021 году в монастыре открыли музей, посвященный истории обители и окрестным территориям. Здесь хранятся архивные материалы, которые начала собирать еще монахиня Зосима, праправнучатая племянница основателя пустыни. Сестрам помогают местные жители: приносят старые документы и памятные вещи, делятся семейными историями. Для паломников организуют специальные экскурсии, устраивают тематические беседы о русском монашестве для знакомства всех неравнодушных с его историей и традициями.