Новое поколение коммуналок
Социальные психологи провели исследование и пришли к выводу, что в последнее время изменилась структура расходов. Люди в гораздо большей степени, чем раньше, стремятся тратить деньги на впечатления, а не на материальные ценности, на владения. Путешествия, перемещения становятся нормальным образом жизни. К условиям проживания предъявляются более скромные требования. Тенденция проявила себя в 2017 году, а в 2018-м стала еще более отчетливой. Дискуссия на эту тему проходила в рамках деловой программы выставки «АРХ Москва».
Новое поколение – поколение Z (люди младше 25 лет), по словам руководителя архитектурной студии IND Architects Амира Идиатулина, предпочитает жизнь в скромных ячейках, в масштабных площадях для жизни оно не нуждается. Все основное время граждане даже старше этого возраста cклонны проводить в общественных пространствах – на стадионах, в парках, кафе, офисных и торговых центрах. Отсюда – готовность ограничиться квартирами от 10 кв. метров, включающими лишь спальни и гардеробные. Такой формат жилья зародился в Нью-Йорке и Лондоне, городах, где аренда стоит дорого. Инвесторы стали вкладываться в проекты, получившие название коливингов – от английского coliving, что означает совместное проживание. Такие проекты оказались востребованы. В пользу этого новшества сработало и развитие sharing economy, сервисных услуг по запросу. Жилые комплексы, которые в нашей стране могли бы назвать общежитиями, отчасти ими и являются. Разве что на их территориях находятся магазины, рестораны, спортивные объекты, салоны. Есть места для проведения совместных праздников и прочих событий.
В качестве примера в компании NAI Becar приводят несколько проектов – Welive в Нью-Йорке, Rocem в Джакарте, Old Oak в Лондоне и 1237 West в Чикаго. Все они были успешно реализованы. Есть сходные по планировкам и набору сервисов комплексы коливингов в Петербурге с квартирами от 12 кв. метров, и там такие проекты тоже довольно успешны. Инвесторы готовы вкладывать в них деньги, говорит Екатерина Тейдер, руководитель направления девелопмента Becar Asset Management.
По словам Елены Орешкиной, коммерческого директора компании Сoldy, в Китае есть комплексы коливингов с квартирами от 8 кв. метров. В Москве на улице Нижней Красносельской при реконструкции промышленного здания и превращения его в лофт пользовались огромным спросом «ячейки» площадью от 15 кв. метров. Привлекательным было то, что высота потолков в лофтах позволяла оборудовать второй уровень для размещения спальни или кабинета. Если весь день проходит вне дома, то кухни, к размеру которых в нашей стране всегда относились с особым вниманием, вообще не нужны. А если жильцы приходят домой только переночевать, то и проблемы инсоляции можно решать иначе, уверен Юрий Шредега, урбанист, эксперт по социокультурному проектированию.
Коливинги, по функциям очень сходные с сервисными апартаментами, не только набирают популярность, но и приобретают неожиданные формы. Новым на этом пути становится то, что девелоперы оснащают такие здания площадями для организации трудовой деятельности. Жилое пространство может располагаться в одном здании с коворкингами, офисными площадями, сформированными по родственному принципу – преобладания общественного над приватным, индивидуальным. Это выражается в отсутствии кабинетов, минимальном количестве отдельных ячеек и выделении больших пространств для коллективной деятельности.
Что касается формирования площадей в коливингах, то очень высоко ценится возможность трансформации пространств: например, расстановка стульев может превратить помещение в небольшой зал для совместного просмотра кино, а их перемещение под потолок (тоже распространенный прием) – в пространство для активностей. В коливингах в качестве рекреационных зон очень востребованы бары, утверждают эксперты.
По описанному принципу создан комплекс Сo-Loft на Тульской объемом площадей 15 тыс. кв. метров и квартирами от 16 кв. метров. Проект выполнило архитектурное бюро «ДНК». На этом и других примерах аналитики убедились в том, что если проект грамотно «упакован» и продуман по своим функциям, то жилье в нем раскупают люди с общими потребностями, то есть близкие по духу. Так сформируется правильная социальная среда, что также считается важным.
Эксперты согласны, что параллели с домами-коммунами, которые возникли в России в 20-х годах прошлого века, здесь вполне уместны. И это именно тот случай, когда все новое – это хорошо забытое старое. Впрочем, не совсем забытое. В какой-то степени общие черты с таким жильем имеют и коммунальные квартиры. Разве что обитателями коммуналок могли быть люди разных социальных групп, и уж, конечно, делать самостоятельный выбор в пользу коммунального проживания им не приходилось.