Первый народный - Московская перспектива

Первый народный

Первый народный
Первый народный
Памятник Минину и Пожарскому закроют на реконструкцию впервые за 40 лет

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади известен каждому москвичу и наверняка каждому туристу, потому что с него обычно начинают знакомство с Москвой. Монумент установлен перед собором Василия Блаженного и открыт 202 года назад, в марте 1818 года. Это была первая скульптура в стране, установленная в честь народных героев, а не царских особ. Дело в том, что до XIX века обычая возводить памятники в России просто-напросто не существовало – в память о выдающихся событиях строили храмы или часовни.

Реставрацию памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади планируется начать весной этого года. «Предполагаемая стоимость всего комплекса работ составит около 60 млн рублей, – рассказал председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский. – Работа эта очень сложная, она должна быть произведена со всей тщательностью. В данный момент собрано около 16 млн рублей, оставшиеся средства внесены РВИО и всеми желающими принять участие в реставрации памятника». Он отметил, что монумент был установлен на народные пожертвования, поэтому РВИО и Государственный исторический музей (ГИМ) приняли решение не обращаться за бюджетными средствами, а реставрировать его на собранные деньги. «Пройден основной этап, была разработана проектная документация, получено огромное количество экспертиз. Дальше мы объявим конкурс, создадим совместную комиссию ГИМ и РВИО, технический комитет, куда можно будет обращаться с соответствующими заявками», – сказал Мединский.

Школьники перечисляют свои карманные деньги

Обновленный памятник Минину и Пожарскому презентуют к концу 2022 года. Передвигать его на новое место не планируется. Проект включает в себя создание специального павильона на площадке Покровского собора. В нем разместится памятник и будут проходить основные реставрационные работы. Так что реконструкция будет довольно закрытая.

На сайте музея весьма впечатляет список тех, кто жертвует средства на реставрацию: крупные банки и московские вузы, много школьников из регионов: из Владимира, Сочи, Тамбовской, Курской областей. Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин утверждает, что были даже случаи, когда дети перечисляли свои карманные деньги, а иногда решения о взносе на реставрацию принимались на митингах в честь празднования Дня защитника Отечества. Важно, что есть такой отклик от жителей страны, причем даже от тех, кто, возможно, никогда не был на Красной площади.

Просушивали опахалами из перьев

Монумент посвящен русским национальным героям, руководителям второго народного ополчения – нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году. Работу над малой моделью памятника скульптор Иван Мартос начал в конце 1811 года. В 1815 году была закончена большая модель, создавать ее помогал скульптор Иван Тимофеев. Он передвигал подмостки, перетаскивал глину, каждый день смачивал скульптуру для поддержания нужной влажности на протяжении двух лет. Для отливки памятника был приглашен известный литейных дел мастер Василий Екимов.

Во время строительства общественность и журналисты проявляли колоссальный интерес к памятнику. Например, журнал «Вестник Европы» выпустил огромную статью, в которой подчеркнул, что Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Сначала делались заготовки из воска, 45 раз их обмазывали смесью из толченого кирпича и пива, потом просушивали опахалами из перьев, затем заполняли составом из алебастра и толченого кирпича и целый месяц 16 печей вытапливали воск. Тут же 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча, шлема и щита. За работу над памятником скульптор Иван Мартос был возведен в чин действительного статского советника с назначением пенсии 4000 рублей в год. Литейный мастер Василий Екимов получил 20 000 рублей и орден Святой Анны II степени, а скульптор Иван Тимофеев – 3000 рублей. Что же тогда значили 4000 рублей? Пресновод-
ная рыба, к примеру, стоила 25–60 копеек за кг, говядина – 40 копеек за кг, живой гусь – 1,20 руб., живая курица – 70 коп., 10 яиц – 23 коп., мыло – 1 руб. за кг, свечи – 1,10 руб. за кг.

Почему подвинули памятник

Сейчас памятник Минину и Пожарскому стоит не там, где он был установлен изначально. Сегодня он находится перед храмом Василия Блаженного, а рука Минина указывает то ли на ГУМ, то ли на Исторический музей. А раньше памятник стоял спиной к месту, на котором теперь находится ГУМ, и Кузьма Минин, обращаясь к раненому Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики: «Иди и освободи!». Передвинули памятник большевики в 1931 году в связи со строительством Мавзолея. Если бы памятник остался на прежнем месте, то Минин, вкладывая меч в руки Пожарского, указывал бы ему прямо на Мавзолей, что рождало бы в обществе недвусмысленные ассоциации. Тогда обсуждались даже проекты по сносу и переплавке памятника. Но в результате ограничились его переносом поближе к храму Василия Блаженного.

Андрей Баталов
Андрей Баталов
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, руководитель секции «Памятники архитектуры» Федерального научно-методического совета
«Памятник Минину и Пожарскому находится сейчас в аварийном состоянии. Многие проблемы объясняются особенностями его создания. Он делался по революционной для своего времени технологии: это была первая в мире скульптура, которую не собрали по частям, а отлили сразу целиком. Но из полости скульптуры не были до конца удалены формовочный материал и формовочный каркас. Их фрагменты до сих пор остаются в отдаленных уголках статуй. Например, в руках и ногах фигур. Нужны сложные расчеты, чтобы решить, где этот балласт надо удалять, а где это может повредить памятнику. Обнаружились в нем и многочисленные сквозные отверстия – «литьевые каверны». Вторая крупная причина проблем с этой скульптурой – в 1931 году ее переносили от Верхних торговых рядов на нынешнее место. Ее собрали тогда по достаточно упрощенной схеме. Памятник предстоит укрепить, отреставрировать постамент и отмостку, восстановить утраченные элементы (детали шлема, буквы памятной надписи) и обязательно сохранить покрывающую его патину.»