Подкова на счастье - Московская перспектива

Подкова на счастье

Подкова на счастье
Подкова на счастье
Знаменитый гараж Мельникова и Шухова отреставрируют

Департамент культурного наследия города Москвы согласовал проект первого этапа работ по реставрации и реконструкции гаража для грузовых машин на Новорязанской улице. Комплекс, построенный в 1926–1929 годах по проекту родоначальника советского авангарда архитектора Константина Мельникова и инженера-изобретателя Владимира Шухова, признан объектом культурного наследия регионального значения. Поэтому работы будут проводиться под контролем Мосгорнаследия, заверил глава департамента Алексей Емельянов. К работам планируется приступить в этом году.

История объекта ведет свое начало с 1924–1925 годов, когда московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. Уже к 1928 году их количество в городе достигло почти трехсот. Для размещения машин потребовалось построить гараж, под который на Новорязанской улице был отведен небольшой клиновидный участок земли.

«В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию. Я еще не успел достроить Бахметьевский манеж для автобусов и проверить действие в натуре своей системы, как московское коммунальное хозяйство предложило мне разрабатывать проект гаража для грузовых машин», – писал Константин Мельников.

В этот раз прямоточной системе расстановки грузовых авто архитектор предпочел более экономичную – тупиковую. По причине небольшого размера участка строительства гараж был решен в форме подковы, вдоль внутреннего изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков.

Гараж полукруглой формы стал очередным экспериментом Мельникова. Благодаря такому решению пространства внутри могло одновременно помещаться 110 крупногабаритных автомобилей.

Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого располагалось по паре ворот для разнонаправленного движения автотранспорта. Грузовики въезжали внутрь с Новорязанской улицы и выезжали с противоположной стороны, сделав полукруг.

Ворота архитектор поставил под углом, чтобы не только сделать удобным заезд в здание и выезд из него (которые он развел по разные стороны от административного корпуса, помещенного им в центр полукруга), но и придать гаражу необычный вид. Такая система позволяла компактно разместить максимальное количество автомобилей.

Другая интересная особенность гаража – его металлические перекрытия. Работа над ними была поручена Владимиру Шухову.

Великий инженер и изобретатель разработал к тому времени перекрытия ГУМа, Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина, Киевского вокзала, и Бахметьевского гаража (построенного по проекту все того же Константина Мельникова).

Для гаража на Новорязанской улице инженер спроектировал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания. В результате в гараже появилось место для маневра грузовых машин.

Одноэтажное здание гаража по всей длине опоясало ленточное окно, проемы которого примыкают друг к другу почти вплотную. Отличительной чертой торцевых фасадов, выходящих на Новорязанскую улицу, стало контрастное чередование красной кирпичной кладки стен и элементов из стекла – стеклоблоков. Их центральную часть украсил угловой эркер – выступ – на всю высоту фасада. При этом круглые окна в верхней части фасадов резко контрастируют с большими, вытянутыми вертикально прямоугольными окнами, расположенными по бокам и в центре административного корпуса.

Административный корпус здания имеет п-образную форму и выдержан в той же стилистике, что и гараж. Его особенностью являются две двухэтажные башни, расположенные с торцов здания.

Архитектурное и инженерное решения здания произвели серьезное впечатление на одного из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы Александра Родченко. Он сделал серию фотографий, которая была опубликована во французском журнале «Живая архитектура».

В 1948 году гараж сменил профиль. На его базе заработал

4-й автобусный парк. В здании разместили 115 автобусов марки ЗИЛ. А с октября 1949 года здесь появились первые советские автобусы послевоенного времени ЗИС-14.

В 1955–1957 годах в парке была произведена реконструкция.

Через гараж прошли все марки советских автобусов. В 1968 году автобусы парка обслуживали 23 городских маршрута, а в начале нового тысячелетия – уже 27.

Нынешний внешний вид гаража искажают многочисленные переделки.

В 2009 году действующий автобусный гараж на Новорязанской улице был приватизирован с целью сделать там арт-центр. Но не сложилось, проект свернули.

Потом зданием заинтересовался ГМИИ им. Пушкина, руководство которого думало разместить в гараже хранилище. Идея также не была реализована. Музей архитектуры имени
А.В. Щусева хотел открыть в гараже свой филиал – центр авангарда. Однако она была воплощена в жизнь лишь в виде проекта, как, к счастью, и предполагаемый к размещению в здании супермаркет.

В 2017 году Минкультуры и руководство национального комитета ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) рекомендовали гараж на Новорязанской улице для включения в список ЮНЕСКО.

Градостроительно-земельная комиссия мэрии приняла окончательное решение – в гараже будет размещен музей «Московский транспорт», который пока располагается на Рогожском Валу.