Поехали над городом - Московская перспектива

Поехали над городом

Поехали над городом
Поехали над городом
В конце минувшей недели мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьёв открыли в столице новое здание автовокзала «Центральный» – самого крупного в стране и одного из самых больших и комфортных в Европе. А также подписали соглашение между правительствами Москвы и Подмосковья о дальнейшем сотрудничестве в области развития и улучшения транспортной инфраструктуры Московского региона
Такого еще не было, чтобы автобусы оправлялись прямо с крыши вокзала! Но это далеко не единственная уникальная особенность нового международного автовокзала. Ежедневно транспортный хаб «Центральный» станет обслуживать 216 автобусных рейсов и 3 тыс. междугородных пассажиров. Ожидается, что таким образом за год он сможет отправить в поездку один миллион человек. С автовокзала «Центральный» автобусы станут отправляться в Подмосковье и в 12 городов России, расположенных на севере, северо-востоке и востоке страны. Среди них Рыбинск, Ярославль, Киров, Нижний Новгород, Самара и другие. Имеются в расписании и международные рейсы – в страны Балтии, на Украину и в Молдавию.

«Мы продолжаем программу модернизации московских автовокзалов. За последние годы в Москве построили три новых крупных автовокзала – «Южные Ворота» на Бесединском шоссе, «Северные Ворота» в Ховрине и «Саларьево» в новой Москве. Теперь мы завершаем еще один крупнейший проект. После реконструкции открывается автовокзал «Центральный» на Щелковском шоссе – самый большой и современный в Москве и России, который свяжет столицу с десятками городов Подмосковья, с другими регионами России и со странами ближнего зарубежья. Это уникальный по масштабам проект, реализация которого не стоила городу ни копейки. Автовокзал был полностью реконструирован на средства частных инвесторов. По договоренности с правительством Московской области «Центральный» перейдет в столичную собственность и станет частью городской транспортной системы», – отметил Сергей Собянин.

Напомним, автовокзал на Щелковском шоссе был построен в 1971 году и до 2000-х являлся единственным автовокзалом в столице. Другие пункты отправления междугородних автобусов, например «Выхино», по уровню предлагаемого ими обслуживания являлись автостанциями.
Несмотря на то что «Центральный» расположен на востоке столицы, автобусы оттуда отправлялись в разные регионы.

В 1997-м здание, возведенное по проекту архитектора Александра Рочегова, частично реконструировали, однако уже к началу 2010-х оно перестало отвечать современным требованиям безопасности и комфорта пассажиров. Было принято решение о его полной реконструкции. К работам приступили в 2017 году. Строительство продолжалось чуть больше трех лет.
В результате реконструкции на месте старого автовокзала был построен новый многофункциональный комплекс «Щелковский», в состав которого вошли торгово-развлекательный центр и подземный паркинг.

Здание площадью свыше 150 тыс. кв. метров имеет 11 этажей – шесть наземных и пять подземных. Необычный вид ему придают плавные обводы – волнообразный полупрозрачный фасад, на котором установлены часы с 9-метровым циферблатом. Издали огромное стеклянное строение напоминает проплывающий среди домов и потоков автотранспорта корабль.
Автовокзал «Центральный» в новом комплексе занимает первый и последний (6-й) надземные этажи. Причем зона отправления междугородних автобусов находится на шестом этаже, что является уникальным в мировой практике решением. К расположенным на крыше шести перронам автобусы должны подъезжать по эстакаде длиной 200 метров, оснащенной интеллектуальной системой распределения транспортных потоков, где светофоры отдадут приоритет поднимающемуся вверх транспорту.

Пассажиру после приобретения билетов на первом этаже тоже придется подняться на шестой этаж. Сделать это можно на трех комфортабельных лифтах вместимостью 26 человек каждый.
На шестом этаже расположен и пассажирский терминал с залами ожидания, электронным табло, комнатой матери и ребенка, а в ноябре для водителей откроется небольшая гостиница на 24 места.
Для маломобильных пассажиров имеются специально оборудованная касса, зона отдыха и санузлы. Все двери и лифты приспособлены для проезда инвалидных кресел.
А вот зона прибытия междугородних автобусов (четыре перрона) и зона автобусов пригородного сообщения (три перрона, обслуживающих 17 регулярных областных маршрутов) находятся на улице и расположены вдоль здания комплекса.

«Таким образом, «Центральный» станет первым автовокзалом в России, где потоки прибывающих и отправляющихся пассажиров разведены на разные уровни. Подобная схема распределения людских потоков удобна для пассажиров и обычно применяется только в аэропортах», – подчеркнул Сергей Собянин. Остановки 20 городских автобусов установлены на некотором отдалении от автовокзала, что позволит избежать большого скопления людей.
«Центральный» входит в состав ТПУ «Щелковский» вместе с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии метро и остановками городского рейсового транспорта. По прогнозам экспертов, ежедневно хабом будут пользоваться около 150 тыс. пассажиров.

И еще один приятный бонус: вскоре заработает единая билетная система между столицей и областью. Вот что сказал об этом Сергей Собянин: «Каждый день на дороги, которые соединяют Москву и Подмосковье, выезжают миллионы людей, которые пользуются и общественным наземным, и личным транспортом. Поэтому наше транспортное сотрудничество с областью является стратегической задачей. Понятно, что без единой транспортной стратегии невозможно сколько-нибудь активно развиваться ни городу, ни области. Мы вместе регулируем транспортные потоки, формируем единые требования и в настоящее время создаем уникальный проект – общую билетную систему, когда единые проездные документы будут действовать как на железнодорожном транспорте, так и в пригородных автобусах, курсирующих между столицей и областью. Она заработает уже в январе».