Превращение сока в вино: путеводитель по гастрорынкам
Москворецкий
Открытие: 1956 год. Реконструкция: март-2018.
В своем новом виде рынок открылся 1 марта 2018 года. Торговые площади на Москворецком рынке расположены компактно и обозначены четко. Там, где написано «рыба», сосредоточены лавки с речными и морепродуктами; где написано «сыр» – лежат сыры и молочная продукция. И так далее. Здесь почти нет логистических случайностей, когда табличка «овощи и фрукты» стоит в одном месте, но при этом огурцы и ягоды можно встретить еще в нескольких частях рынка.
Единственное, что выделяется – это мясной отдел. Он вынесен за основную зону торговых площадей и работает в формате 90-х годов: мясо выложено на открытые прилавки без стекла, рубится там же, где и лежит, в зале стоит густой кровяной запах.
Москворецкий расположен в Нагорном районе на Симферопольском бульваре. Он принадлежит владельцу Gremm Group Михаилу Горяинову, который получил площадку в ходе раздела активов с основателем сети «Пятерочка» Андреем Рогачевым. Рынок наиболее близок к демократичным ценам супермаркетов. Например, сало из Тамбовской области стоит здесь 450 рублей за кг (дешевле, чем в некоторых супермаркетах «средней руки»).
Рыба чуть дешевле, чем в центре (сибас и дорадо примерно на 30-50 рублей), творог из соседних с Московской областей – от 250 рублей.
Фудкорт не очень удобен – он не вынесен в отдельную зону, а находится по двум сторонам рынка, – зато интересный: среди стандартных наборов закусочных, которые встречаются и в ТЦ, есть пока еще редкие с вегетарианскими кавказскими супами и острой индийской кухней.
Партнер компании Triniti Consulting Александр Обуховский полагает, что два фактора – недавнее открытие и удаленность от метро – вполне могут быть причиной сравнительно низких цен на Москворецком. Однако вероятно, что они скоро вырастут. Дело в том, что рынок окружает плотная жилая зона, и многие местные привыкли к тому, что на Москворецком что-то продавали и до его реконструкции, говорит Обуховский. Сейчас же «невысокими» ценами жителям пытаются показать, что рынок даже после реконструкции не стал премиальным – и на нем вполне можно приобретать недорогие фермерские продукты. Когда люди это поймут, цены могут пойти вверх.
Даниловский
Открытие: 1963 год. Обновление: май-2017На самом деле, торговые ряды существовали здесь еще с XIII-XV веков, полагают историки, отсылая к данным археологии. В 1963 году рынок как экономическую единицу официально учредил Моссовет. Современное здание было построено только в 1986 году. Полтора года назад его окончательно обновил ресторанный холдинг Ginza project, вложив в реконструкцию более 800 млн рублей. Новый Даниловский стал в первую очередь местом досуга и, как кажется, только во вторую очередь – покупок.
Это подтверждает партнер Triniti Consulting Александр Обуховский. Он говорит, что завлечь на рынок просто фермерскими продуктами москвичей пока сложно. Поэтому главная услуга, которая сейчас генерирует трафик, – это фудкорт. На Даниловском рынке он состоит из двух десятков кафе и закусочных, расположенных по кругу здания площадью 3,5 тыс. кв. м. Чтобы сделать круг в выходной день, придется потратить несколько минут – рынок очень популярен среди горожан и на нем часто многолюдно.
В центре рынка - рыбный отдел. В этом же кластере продают на розлив сидр (видимо, он не поместился в круговой зоне фудкорта), однако резкий аромат сырых продуктов почти не заметен.
Средний чек на Даниловском в июне 2017 года консалтинговая компания CBRE оценивала в 900 рублей, что гораздо выше, чем на городской окраине. Впрочем, вкус продуктов редко расстраивает, в чем можно убедиться – почти в каждой лавке дают товар на дегустацию.
Интересный квест кроется в лавках, где продают гранаты. На многих из них выставлен настоящий гранатовый сок, но если спросить, то можно купить его забродивший аналог (который на прилавках не выставлен) – за 1500-2000 рублей/литр. По вкусу он напоминает газированное молодое вино.
Кроме большого количества посетителей, на рынке много досок с обозначением ассортимента – они часто находятся в верхней зоне (выше головы). Поэтому рынок плохо просматривается. И, например, чтобы найти на довольно большом пространстве комнату WC, придется постараться.
Усачевский
Открытие: 1934 год. Обновление: октябрь-2016.Рынок также принадлежит Grem Group, однако порядок цен здесь совсем иной, чем в Нагорном районе. Консультанты объясняют это состоятельной публикой, живущей в Хамовниках.
Так, килограмм огурцов, правда, не рязанских, а бакинских, можно купить за 250-350 руб. Хурма (по словам продавца, «сладкая, как бабаевский шоколад») будет стоить около 50 рублей за штуку; устрицы – по 190 рублей; орехи макадамия (очищенные) продаются по ценнику 4 500 руб./кг. Для сравнения, продавец на Велозаводском рынке был согласен «отпустить» их за 3 800 рублей.
С готовой едой здесь оказалось гораздо лучше. Большой фудкорт занимает частично первый этаж и целиком мансарду. Выбор на нем богатый, но в некоторых проектах, где представлено авторское меню, средний чек превышает 1 500 рублей (по данным 2Gis.ru).
Среди блюд есть гункан с камчатским крабом, пельмени из фермерских продуктов, десерт, созданный в Никола-Ленивце и приготовленный с использованием самогона; множество блюд с высококлассными сырами от отечественных производителей и разные напитки, из которых особо выделяется вино – его здесь много. Можно купить как на розлив в кафе, так и в стекле в магазинах, расположенных по периметру рынка. Ценник на бордо начинается от 700 рублей за бутылку.
Велозаводский
Открытие: 1932 год. Обновление: март-2018.
Этот рынок, на котором с 1970-х годов не было ремонтных работ, вновь открылся в начале весны, а его инвесторами выступили совладельцы торгцентра «Европейский» Год Нисанов и Зарах Илиев. Однако по уровню цен он может посоперничать с «недорогим» Москворецким.
Он состоит из трех главных улиц, по бокам которых расположены магазины и мини-маркеты, чайлд-зоны и фудкорт (который компактно разместился полукругом у входа). По ярким и крупным вывескам легко ориентироваться.
Ценники на некоторые продукты ниже, чем на других рынках. Иногда здесь устраиваются акции.
«Скидки на Велозаводском – это маркетинг, – говорит партнер Triniti Consulting Александр Обуховский. – Вероятно, они нужны только на первом этапе – чтобы рынок заработал (в плане потока клиентов)».
Специалист по ритейлу добавляет, что небольшой поток людей связан с расположением (не близко от метро) и с малой плотностью населения вокруг рынка.
Набор торговых сетей демократичен и выходит за приставку «гастро» – есть аптека, химчистка, прилавки с косметикой, товары для дома (в корейском мини-маркете).
Фудкорт не отличается аристократизмом и обилие магазинов рядом с кафе позволяет не переплачивать. Например, чуть дешевле, чем в фудкорте, можно купить готовую лепешку в тандырной лавке на боковой улице рынка. Армянское пенное, которое продается в кафе по 100 рублей, можно приобрести по 80 рублей в мини-маркете, причем той же марки. Но чтобы воспользоваться этими способами сэкономить, придется обойти рынок целиком, внимательно изучив его ассортимент. Желательно – в ближайшее время. Пока рынок не стал популярным, как Даниловский или Усачевский.