Проект выдерживает аргументы
В пяти столичных районах прошли публичные слушания по проекту участка новой Коммунарской линии метро. Жители юго-запада Москвы обсудили возможность продления ветки в центр города от станции «Улица Новаторов» до «Севастопольского проспекта». Горожане задали интересующие их вопросы и поделились своими мнениями о проекте.
Основные опасения жителей, рассказал заместитель генерального директора Института Генплана Москвы Максим Васильев, связаны с воздействием стройки на прилегающие сооружения, в том числе и на коммуникации. Некоторые активисты настраивают население против строительства участка метро, рассказывая, что дома пострадают, по их стенам пойдут трещины, более того, перекладка коммуникаций приведет к перебоям в их работе.«Жителям совершенно не стоит волноваться, что в их доме пострадают сети водо- или теплоснабжения. Как известно, в Москве все коммуникации проложены на глубине от двух до пяти метров, а метро будет строиться на глубине 35 метров. Поэтому во время строительства сети перекладывать не будут», – заявил главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн.
Еще одно опасение местных жителей касается эксплуатации. Москвичи боятся шума и вибрации от поездов, которые будут ездить по тоннелям. По словам Максима Васильева, проект проработан детально, вблизи жилых микрорайонов тоннели пройдут на большой глубине, поэтому переживать не стоит. В свою очередь, Михаил Крестмейн рассказал об опыте столичных метростроителей: «Сегодня на новых линиях шпалы и рельсы соединяются не напрямую, между ними устраиваются специальные амортизирующие прокладки. Плита, которая монтируется для движения поезда, устанавливается на специальные подпружиненные матрасы. Эти мероприятия полностью позволяют бороться с вибрацией», – сказал он.
Между тем значительная часть местных жителей понимает, что строительство метро – это необходимость. По мере развития новой Москвы будет расти население присоединенных территорий. Если не возвести новую ветку, уже через 5–7 лет пассажиропоток на существующих линиях значительно вырастет, при поездках в центр в часы пик жителям районов, в которых прошли публичные слушания, просто не останется места в вагонах.
«Благодаря строительству Коммунарской ветки разгрузятся южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий. Кроме того, улучшится ситуация на дорогах на юго-западе Москвы: их загрузка уменьшится ориентировочно на 15–20% за счет того, что часть автомобилистов пересядет на городской транспорт», – рассказал глава научно-проектного объединения транспорта и дорог Института Генплана столицы Игорь Бахирев.
Эксперты подсчитали: в пешеходной доступности от станций метро, которые появятся на новой ветке, проживают 200 тысяч москвичей и еще поблизости от них 65 тысяч человек работают. Появление даже первого участка Коммунарской линии существенно улучшит транспортную ситуацию в районах Ломоносовском, Гагаринском, Академическом и Котловке.
По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, жители, голосующие против того или иного строительства, руководствуются нежеланием терпеть стройку около своего дома. «Транспортники всего мира называют эту ситуацию not in my backyard – «не на моем заднем дворе». Горожане из районов старой Москвы действительно имеют мало выгоды от новой ветки, но сам проект нужен для развития столицы», – отметил он. По-
этому среди предложений москвичей встречаются, например, такие – разместить станции подальше от их дома. Однако подобные предложения одних вызывают неодобрение других.
«Представленный вариант трассировки оптимален по целому ряду причин. Во-первых, в этом случае мы получим ветку метро, связанную с Калужско-Рижской линией и Московским центральным кольцом комфортабельными пересадками, которая оттянет на себя пассажиропоток между новой Москвой и центром города», – отметил Игорь Бахирев. Кроме того, по его словам, строительство линии вдоль Ленинского проспекта приведет к снижению нагрузки на транспортно-пересадочный узел «Улица Новаторов». «Продление ветки в восточные районы города по факту будет означать возникновение еще одного диаметрального направления метрополитена, что, несомненно, самым благотворным образом скажется на транспортной ситуации в городе. В любом случае смещение трассы на восток, к районам Котловка и Нагорный, расположенным вдоль Севастопольского проспекта, неминуемо привело бы к тому, что стройка «уперлась» бы в границы особо охраняемой природной территории «Битцевский лес», – рассказал он.
Организаторы слушаний подчеркнули, что все конструктивные предложения и замечания жителей будут самым внимательным образом рассмотрены специалистами.
Напомним, Коммунарская линия – самая длинная из новых строящихся радиальных веток метро в Москве. Ее протяженность с 16 станциями составит около 40 км. Новый радиус начнется от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская, дойдет до станции «Улица Новаторов» на Большой кольцевой линии метро, протянется до территории административно-делового центра в Коммунарке и далее выйдет до Троицка. Весь участок ветки до Коммунарки будет подземным, тогда как перспективный радиус до Троицка, строительство которого начнется позднее, может быть частично надземным.