Пространства музеев становятся частью диалога между художником и аудиторией - Московская перспектива
Пространства музеев становятся частью диалога между художником и аудиторией

Пространства музеев становятся частью диалога между художником и аудиторией

Пространства музеев становятся частью диалога между художником и аудиторией
Пространства музеев становятся частью диалога между художником и аудиторией
27 августа в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030» в Доме культуры «ГЭС-2» состоялся паблик-ток «Культурная инфраструктура: конкуренция за свободное время горожанина», в котором приняли участие ведущие представители музейно-просветительского сообщества.

Во всех крупнейших городах мира здания музеев являются архитектурной доминантой, получившей общепринятое звание «храмы искусства». Они действительно создавались по образу храмов и дворцов. Галереи новейшего времени – образцы самых современных архитектурных стилей.

В столице не так много специально построенных музейных зданий: Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Исторический, Политехнический музеи. В последние годы для целей пропаганды искусства были приспособлены как исторические здания, так и освободившиеся помещения промышленных предприятий. Так появились ставшие за короткое время популярными центрами притяжения общественно-культурные пространства: «Винзавод», «Флакон», Мультимедиа Арт музей, Музей русского импрессионизма, ДК «ГЭС-2».

Архитекторы, строители и реставраторы делают все, чтобы «вдохнуть» в преобразованные помещения дух творчества, дух сопричастности к культуре. Эти цели достигаются совершенно новыми подходами к созданию пространства. Мы привыкли, что в традиционных музеях говорят шепотом, стараются не приближаться к произведениям, висящим на стенах. Сегодняшние принципы общения с культурными ценностями предполагают зрительскую активность. Многие современные галереи становятся интерактивными, где можно потрогать, прочувствовать экспонат. Новые тенденции стали главной темой для спикеров паблик-тока.

Очень четко сформулировал роль столичных общественно-культурных пространств генеральный директор «ГЭС-2» Артем Бондаревский: «Уходит в прошлое время, когда здания музеев и домов культур играли лишь функциональную роль. Сейчас здание становится частью диалога между художником и аудиторией. Оно участвует в создание контента. Например, пространство спектакля «Закат» в «ГЭС-2» разделено надвое: зрители находятся в здании «ГЭС-2», а актеры – в Роще, за стеклянной стеной Актового зала. Там, снаружи, разворачивается живая картина, человеческий ландшафт на фоне закатного неба. То есть здание вписано в разворачивающийся перформанс».

Но если современные здания изначально создаются под новые задачи, то традиционным музеям приходится переформатироваться, учитывая последние тенденции. Именно об этом говорили руководители главных художественных музеев. Первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Шаршавицкая изложила свое видение «перестроечных» процессов: «Музей сегодня – это не здание, где просто вывешены картины. Это место встречи и формирование сообщества. Это не только экспозиционная часть, но и работа с аудиторией. Поэтому важно, как музей выглядит снаружи и как устроен внутри. В идеале он должен отвечать запросам разной аудитории. Мы живем в век персонализированных предложений. Под одной крышей должно быть хорошо разным категориям людей: тем, кто пришел окунуться в атмосферу прошлого, и молодежи, для которой музей – это еще и место встречи и досуга. Третьяковская галерея выходит за рамки традиционной художественной галереи, она стремится стать доступной для разных людей – москвичей и туристов».
Недавно на Кадашевской набережной в центре Москвы открылся новый корпус Третьяковской галереи. Здание площадью 35 тыс. кв. метров – это многофункциональный комплекс.

Помимо выставочного пространства там расположены детский центр, сувенирный магазин, кафе и концертный зал. Есть несколько мастерских для реставрации живописи и скульптуры. При создании проекта архитектурное бюро СПИЧ руководствовалось задачей сохранить ансамблевый стиль Третьяковки. Для этого были повторены исторические фасады музея с кирпичными стенами и белокаменными деталями. Но главной «фишкой» стало необычное оформление окон, превращенных в художественную галерею: 34 окна, обращенные на Водоотводной канал в сторону Кремля, заполнили нанесенные особым образом репродукции известных работ из фондов Третьяковки.

Директор Музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина Елизавета Лихачёва подчеркнула: «Сегодняшняя проблема музея – консерватизм. Нам надо определить сегодняшнюю задачу музея. Безусловно, он должен оставаться комфортным и привычным для посетителей, но при этом стать заметным на культурной карте города. Если не достичь этой цели – это будет мертвый проект. Музеи должны выходить за рамки традиционной выставочной работы. Мы хотим делать проекты, которые заставят прийти в музей людей не только из нашей традиционной аудитории. И еще мы хотим, чтобы они возвращались вновь и вновь».

Сегодня любой музей, любое культурное пространство должно быть рядом с человеком, делая его духовную жизнь богаче и интереснее. Проведение досуга в культурных локациях должно стать таким же привычным, как поход в кино. И эту задачу могут решить руководители центров культуры совместно с архитекторами, строителями, дизайнерами.