Пути, дороги…

Пути, дороги…

Пути, дороги…
Пути, дороги… mos.ru
Согласно принятому пятилетнему плану, до 2027 года предполагается построить и отремонтировать более 140 тыс. км дорог. Для достижения такого результата Правительство РФ запустило федеральный проект "Инфраструктурное меню", одним из основных инструментов которого стало выделение инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Оператором этой программы стал Фонд Развития территорий.

В России ведется самое масштабное за всю ее историю строительство инфраструктуры. Вся работа в дорожном строительстве разделена на несколько блоков: ремонт существующей дорожной сети и строительство новых магистралей. Первое полугодие уже сейчас показывает очень хороший прирост по сравнению с прошлым годом: федеральных, региональных и местных дорог построили и отремонтировали в три раза больше — порядка 5500 км, на 16% больше уложили в регионах асфальта – около 36 млн кв.м. "В этом году мы планируем уложить более 180 млн кв.м. дорожного покрытия. Для достижения этой цели используем среди прочего опережающее финансирование в виде казначейских кредитов – 120 млрд рублей, что позволит до конца года привести к нормативу порядка 3 тыс. км региональных дорог", - рассказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Стоит отметить, что инструменты федерального проекта "Инфраструктурное меню" очень востребованы регионами в России. На получение инфраструктурного бюджетного кредита субъектами РФ, как правило, подается в два раза больше заявок, чем одобряется. По словам гендиректора ППК "Фонд развития территорий" Ильшата Шагиахметова, всего в рамках ИБК между 83 субъектами распределили 1 трлн рублей на реализацию 939 проектов до 2025 года. Проекты уже завершили в 22 регионах.
Результаты столь масштабного транспортного развития очевидны уже не только автомобилистам, но экспертам-урбанистам. "Мы наблюдаем серьезные изменения в дорожной отрасли страны. За последние годы темпы прироста дорог показывают беспрецедентные результаты. В ближайшие 5 лет - с 2023 по 2027 годы - планируется довести до нормативного состояния 85% в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах уже к 2024 году", - отметил декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.

Не менее важно, по оценкам экспертов и то, что развитие транспортной инфраструктуры способствует развитию экономики всей страны. Например, основатель и владелец Группы Родина Владимир Щекин считает, что строительство дорог и других элементов транспортной инфраструктуры способствует экономическому развитию, увеличивая доступ к рынкам и возможности для роста. "Развитие портов, приграничных и магистральных маршрутов помогает увеличить экономический потенциал страны на международном уровне. Улучшение связности территории внутри страны и сокращение затрат на транспортировку между регионами также являются ключевыми требованиями для экономического развития страны. Улучшение транспортной инфраструктуры может привести к перераспределению экономической активности и созданию новых возможностей", - отметил он.

Другим важным эффектом строительства дорог станет повышение связанности территорий страны. "Новые транспортные связи - если говорить исключительно об автодорогах - создают потенциал для создания новых рабочих мест, повышают доступность территорий, что является одним из ключевых условий экономического роста", - сказал Е. Михайленко.

Урбанист на примере проекта автодороги М-12 продемонстрировал эффект строительства трассы. Время в пути от Москвы до Казани сократится до 6 часов 30 минут вместо нынешних 12 часов. По завершении строительства М-12 станет частью транспортного маршрута «Россия». При этом значительно сократятся во времени транспортные плечи, а, значит, затраты на топливо, оборачиваемость грузовых автомобилей, стоимость доставки и, как итог, себестоимость готовой продукции.

Важно подчеркнуть, что средства, вложенные в строительство транспортной инфраструктуры, с лихвой окупаются. По оценкам директора департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Марии Синичич, выделение инфраструктурных бюджетных кредитов на 1 трлн рублей позволит создать условия для привлечения инвестиций за 10 лет размере 10 трлн рублей. "Правительство России предпринимает все возможные шаги для улучшения инвестиционного климата. Развитие инфраструктуры — важный инструмент повышения привлекательности территорий, в том числе для инвесторов", — сказала М. Синичич.

В тоже время, по мнению В. Щекина, экономический рост является базой и основным драйвером структурных изменений как городской среды, так социальной сферы. "Благодаря связности территорий и возросшему благосостоянию, вырастет конкуренция, как между локациями, так и городами, что неминуемо приведет к требованиям внутренних улучшений и развития качества городской среды", - добавил он.