Разные адреса Грауэрмана - Московская перспектива

Разные адреса Грауэрмана

Разные адреса Грауэрмана
Разные адреса Грауэрмана Фото: Полина Наседкина
Элитный роддом стал офисно-коммерческим комплексом

С родильным домом им. Л.Г. Грауэрмана связана необычная история. Оставаясь на одном и том же месте, он менее чем за сто лет три раза менял адрес прописки.

Родиться в «Грауэрмане» в советские времена считалось верным признаком коренного москвича. В те годы в самом известном роддоме столицы трудились лучшие медики. Неудивительно, что здесь появилось на свет столько знаменитостей, что можно покрыть мемориальными досками весь фасад. Среди них – сын Иосифа Сталина Василий, писатель Кир Булычев, артисты Михаил Державин, Александр Збруев, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, режиссер Марк Захаров, поэт, прозаик и бард Булат Окуджава и многие другие.

Объясняя, как найти дома № 7 и 5 по Новому Арбату, обычно добавляют: «Там, где бывший роддом Грауэрмана». Хотя самого родильного дома давно не существует, его адрес известен многим. Здание было построено в 1913 году по проекту известного архитектора эпохи модерн Николая Жерихова и значилось как дом № 5 на Большой Молчановке. После Первой мировой тут открылся роддом. В 1919 году к зданию роддома № 7 присоединили расположенный по соседству особняк Эмилии Федотовой, спроектированный ее мужем – архитектором и гражданским инженером Сергеем Федотовым. Необычный, напоминающий сказочный замок с башенками и зубцами, он выделялся из окружающей застройки. Его перестроили, упростив внешний вид, и связали с лечебным корпусом крытым переходом.

Маленькая клиника на Большой Молчановке быстро превратилась в элитное заведение в центре столицы. «По советским временам здесь все было шикарно – современное медицинское оборудование, новые кровати, всегда чистое белье и даже телефоны в палатах», – отмечали врачи. Но попасть на роды к «Грауэрману» будущим мамам было практически невозможно, если они не проживали в районе Арбата или не занимали соответствующее положение в обществе.

«Это был один из самых знаменитых роддомов в Москве. Одним из первых его новорожденных стал Булат Окуджава», – рассказывает историк Сигурд Шмидт (сын известного путешественника и академика Отто Шмидта).

7 марта 1941 года прямо со спектакля сюда привезли актрису Марию Миронову, у которой на следующий день родился сын – Андрей. А 1973-м сам Андрей Миронов у дверей роддома встречал с букетом красных роз жену Екатерину Градову (радистку Кэт из «Семнадцати мгновений весны») и новорожденную дочь Машу.

Писатели братья Вайнеры описали роддом в одном из эпизодов своего знаменитого романа «Эра милосердия», по которому снят сериал «Место встречи изменить нельзя». Именно сюда главный герой Володя Шарапов с девушкой Варей Синичкиной привозят оставленного матерью малыша.

В 1968 году, когда через Арбат проложили правительственную трассу, Калининский проспект отнял в свою пользу часть улицы Большая Молчановка, и роддом поменял место прописки. Его корпусам, расположенным теперь на оживленном Калининском проспекте, присвоили номера 15 и 17. При этом главное четырехэтажное здание надстроили еще двумя.

На боковом фасаде главного здания роддома, выходящего на Калининский проспект, в 1973 году был установлен первый в стране видеоэкран. Это дало повод телевизионным знаменитостям, появившимся на свет в роддоме № 7, шутливо утверждать, что огромный экран – мемориальная доска в их честь.

В середине 80-х систему модернизировали, а работа экрана была показана в фильме режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз», где главную роль – музыканта Лехи Селиверстова – исполнил кумир молодежи рок-музыкант Петр Мамонов. В 2005 году экран в очередной раз заменили – на светодиодный, который не являлся уникальным.

В 1991-м роддом закрыли. <А в 1994 году Калининский переименовали в Новый Арбат. Основное здание теперь уже бывшего седьмого родильного дома стало домом № 7, а вспомогательное – № 5.

Новейшая жизнь роддома складывалась по-разному. Владельцы здания менялись. Одно время большую его часть занимал платный медицинский центр, на смену которому пришли банки, коммерческие фирмы. Атмосфера элитного заведения постепенно выветрилась из коридоров и помещений легендарных зданий, что не помешало признать и дом № 7 (частную клинику доктора Петра Соловова), и пристроенный к нему дом № 5 (особняк Эмилии Федотовой) выявленными объектами культурного наследия, имеющими свои исторически сложившиеся территории.