Река в новом русле
Реконструкция московских набережных стала одной из главных тем Московского урбанистического форума. Ее обсудили на круглом столе с участием международных экспертов, представителей мэрии и главы Мосгордумы Алексея Шапошникова. Участники дискуссии сошлись во мнении, что отдать прибрежные территории пешеходам – стратегически верный градостроительный выбор.
Сегодня в Москве 55 км реконструированных набережных. На некоторых автомобильное движение убрано вовсе, например, на Крымской, где сейчас находится одно из самых привлекательных для горожан пространств. Там, где автомобили остались, налицо смена приоритетов – пешеходные зоны расширены, проложены велодорожки, оборудованы выделенные полосы для общественного транспорта.
При этом функционал общественных пространств определяют сами москвичи. Сначала власти определяют, какой участок набережной больше всего нуждается в реконструкции, затем проводят опросы жителей, что именно они хотят видеть в этом месте. Далее подключаются профессиональные проектировщики международного уровня, которые добавляют конкретики.
К примеру, так было с берегом Москвы-реки в районе Печатники. Годами на заброшенной территории формировалась нелегальная свалка, рядом с которой сложился стихийный трек для тренировок любителей экстремального мотоспорта. Теперь свалку рекультивировали, а спортсмены получили для тренировок безопасный и оборудованный по современным нормам парк.
Преображение Москвы-реки происходит в рамках единого городского проекта. Как отметил основатель архитектурного бюро «Меганом» и один из ключевых авторов концепции Юрий Григорян, к водной артерии следует относиться с большим уважением.
«У реки, которая была здесь намного раньше города, есть свои права, – считает Григорян. – Мы не можем рассматривать реку как объект эксплуатации. Традиционно здесь возили грузы, сливали отходы, а сегодня она играет роль прекрасного ландшафтного элемента. Нам кажется, что стоит вернуть ей определенный долг и заняться со временем ее очисткой, чтобы на всем протяжении в ней можно было купаться. Это был бы новый уровень в отношении человека и природы».
В свою очередь, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников акцентировал внимание собравшихся на второй по важности реке Москвы – Яузе. В отличие от гранитных берегов Москвы-реки, Яуза по большей части протекает в естественном русле, сохраняя существующие экосистемы.
Раньше Яуза была промышленной рекой, на берегах которой находилось множество предприятий. В изменении этого статуса первую скрипку сыграли москвичи – они стали все чаще обращаться к своим депутатам с предложениями по организации рекреационных зон. По словам Алексея Шапошникова, на протяжении пяти лет по просьбе москвичей в Северо-Восточном округе создается уникальный парк по обоим берегам реки. Этот проект особенно ценен тем, что он объединяет все пространства, которые располагаются вдоль Яузы: от МКАД в Северном Медведкове и до района Проспект Мира, соединяясь с национальным парком «Лосиный Остров».
«Часть запланированного благоустройства уже выполнена, многое еще только предстоит сделать. Сейчас завершаются работы в Южном Медведкове. Здесь появится новое культурное пространство – ведется реконструкция сцены и амфитеатра «Певческое поле», которое станет точкой притяжения не только для жителей района, но и всего северо-востока столицы. Территории вдоль всей реки планируется полностью благоустроить к 2021–2022 годам. Важнейший вопрос сегодня – это комплексное управление масштабной территорией парка, для чего потребуется создание юридического лица», – пояснил Алексей Шапошников.
В этом году запланирована реновация еще 17 км прибрежных территорий. Всего же береговая линия в черте Москвы превышает 200 км.
Мнения
Сергей Кузнецов,
главный архитектор Москвы:
Вдоль реки значительно вырос трафик – это не только количество судов на самой реке, но и людей, которые гуляют, бегают по набережным, занимаются спортом, или велосипедистов. В результате существующая инфраструктура уже не справляется. И это «разбуженная» потребность, ведь никто же не ходил с лозунгами «Дайте нам реку». Это инициатива города, который показал новый взгляд. На эту нарастающую потребность надо отвечать, мы к этому готовы.
Участки вдоль реки сегодня стремительно дорожают, тогда как раньше это были фактически заброшенные территории.
Мы разрабатываем с департаментом транспорта концепцию регулярного пассажирского движения по реке. Есть уже детальный проект пристани, вся технологическая база и контроль билетов.
Александрос Уошберн,
бывший главный городской
дизайнер Нью-Йорка:
Прежде чем создавать новые общественные пространства, мы вкладываем миллионы в их проектирование. Но мало спроектировать и построить, нужно учитывать пространство в динамике, оперативно реагировать на изменения. Политика, финансы и дизайн должны объединиться в единую систему для достижения успеха.
Виктория Вагнер,
проектный директор Publica (Лондон):
Прежде чем выносить какие-то предложения, мы изучаем место, чем и как оно живет. В целом Лондон как город существует благодаря Темзе. Очевидно, что река должна быть центром его культурной жизни. Темза уникальна в силу природных моментов. Например, приливов и отливов. На западе города река узкая, с ней можно взаимодействовать, в ней можно купаться. На востоке такой возможности нет – река шире, а прибрежные территории развиты слабо. Вокруг реки огромное количество парков и памятников архитектуры, есть даже четыре объекта в зоне охранных обязательств ЮНЕСКО. Другая проблема – 17 разных муниципалитетов Лондона связаны с рекой. Каждый работает по отдельности, они не очень хорошо взаимодействуют. Например, очень сложно построить мост.
Новую стратегию предложил департамент транспорта Лондона – менять само восприятие реки жителями. Строить мосты, создавать благоустроенные пространства, брендировать речной автобус – во всем мире знают лондонские даблдекеры, а речной транспорт незаслуженно обделен вниманием. Кроме того, мосты Лондона превращаются в грандиозную инсталляцию за счет художественной подсветки, что также дает лондонцам новый образ их главной реки.