Решить в один клик

Решить в один клик

Решить в один клик
Решить в один клик
Все мы хотим жить в чистом и благоустроенном городе. Для этого московские власти, коммунальные службы и множество сотрудников самых разных структур работают 24/7. Однако развитие и поддержание в хорошем состоянии города площадью более 2500 квадратных километров и с населением свыше 13 млн человек – это колоссальная задача, справиться с которой можно лишь общими усилиями. Это значит, что нужна не только активная работа различных служб столицы, но и вовлеченность жителей города.

За последние годы у москвичей и гостей столицы появилось достаточно способов помогать городу в решении множества проблем: начиная от сломанных бордюров, ям на дорогах и неработающих лампочек в подъездах и заканчивая озеленением пустырей и даже ликвидацией «резиновых квартир» с нелегальными мигрантами. Благодаря внедрению цифровых технологий сообщить о проблемах и нарушениях стало так же просто и быстро, как написать другу. При этом до сих пор не все знают об электронных сервисах или умеют пользоваться тем арсеналом инструментов, с помощью которых можно значительно улучшить не только пространство столицы, но и качество своей жизни в ней.

СООБЩИТЬ КУДА СЛЕДУЕТ
Портал мэра Москвы Сергея Собянина «Наш город», запущенный в 2011 году, был специально создан для выстраивания конструктивного диалога между жителями Москвы и органами исполнительной власти. Если у вас не работает лифт, не убирают во дворе или вы заметили, что плохо содержат вестибюль станции метро, – обращайтесь сюда. После недолгой модерации обращения – обычно 24 часа – ваша проблема поступает на рассмотрение органам власти Москвы. Срок ответа на сообщение – восемь рабочих дней. Скорость решения проблемы зависит от сложности: вкрутить новую лампочку в подъезде или убрать мусор во дворе вам могут уже на следующий день после поступления обращения, а вот ремонт фасада дома, разумеется, займет гораздо больше времени. В истории портала были случаи подтасовки фактов, когда ушлые чиновники пытались фотошопом «решить проблему», однако все это всплывало на поверхность. В настоящий момент это редкость – на сайте существует функция подтверждения со стороны пользователя, так что обман легко раскрыть. За 12 лет существования портал вдохновил власти других городов создать аналоги, которые также служат интересам горожан.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ
Одни из самых распространенных обращений – о неправильной парковке. Москва – огромный город с большим количеством автовладельцев. Не все из них соблюдают правила: многие нарушают ПДД, оставляют машины на газонах, которые приходится восстанавливать за счет налогоплательщиков. С целью борьбы с такими «царьками жизни» и был создан узконаправленный сервис «Помощник Москвы». С его помощью можно легко сообщить о правонарушении. В итоге штраф в дальнейшем заставит нерадивого водителя дважды подумать, прежде чем нарушать закон, а жители смогут наслаждаться зеленым газоном без опасения, что человек с водительскими правами, но без совести превратит его в грязевое месиво.

ЕСТЬ ИДЕЯ? ЕСТЬ «АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН»
Существует еще два сервиса для повышения качества жизни москвичей: «Город идей» и «Активный гражданин». Первый – это платформа правительства Москвы, где жители предлагают идеи по развитию разных сфер жизни города: экологии, транспорта, благоустройства, здравоохранения, культуры, спорта и т.д. Платформа является частью более глобального проекта – «Активный гражданин», представляющего собой площадку для проведения среди различных групп москвичей голосований по вопросам городского развития в электронной форме. В рамках «Города идей» организуются мастер-классы, проводятся концерты, экологические акции и т.п. А благодаря «Активному гражданину» за восемь лет в столице было озеленено более 11 тыс. дворов, высажено свыше 1,1 млн деревьев и кустарников, утверждены архитектурные проекты станций метро. И все это сделано благодаря инициативе простых москвичей, пожелавших привнести что-то новое, интересное и полезное в жизнь города.
Если у вас есть оригинальная идея, будь то мероприятие, желание создать велосипедную дорожку или облагородить какую-то территорию, – здесь с удовольствием реализуют инициативу.

ДАЛЕКО ХОДИТЬ НЕ НАДО
Иногда возникают весьма специфические ситуации, описание которых просто невозможно уместить в стандартную форму, и нужно все подробно объяснять. Для этого в префектурах и управах города есть свои электронные ресурсы. Например, если работники ЖКХ дробят асфальт, чтобы убрать корку льда, то лучше составить электронное обращение к районным властям. По закону ответить на него должны через 30 дней со дня регистрации. Иногда срок могут продлить еще на 30 дней. Рассмотрение обращений через государственные ресурсы длится в разы дольше, чем через специализированные сервисы, однако к таким обращениям власти относятся крайне серьезно. В префектуру можно не только жаловаться, но и высылать свои предложения. Если у вас есть идея, как улучшить свой район, то это, пожалуй, один из самых действенных способов. Например, можно озеленить свой двор в рамках программы «Миллион деревьев». Региональные чиновники стали уделять активное внимание и обсуждениям, ведущимся в социальных сетях. За последние годы множество проблем в Москве удалось решить именно из-за постов в районных группах. В Telegram и «ВКонтакте» у префектур, как правило, уже есть свои страницы и каналы, куда можно написать или отметить их в сообщении с проблемой.

НА ПРИЕМ К МЭРУ
Если районные власти не в силах помочь в решении проблемы, то можно написать в электронную приемную мэрии Москвы. На сайте легко найти нужный для решения конкретный проблемы департамент столицы. Если же вы затрудняетесь выбрать подходящее ведомство, достаточно написать напрямую в правительство Москвы, и там самостоятельно направят ваше обращение в нужный орган власти. В течение 30 дней вам должны прислать ответ или отчет по решенной проблеме. Через эту же форму можно написать сообщение и районным властям. Если же вопрос находится в сфере глобальных общегосударственных решений, обращение следует направлять уже федеральным властям, которые также давно активно взаимодействуют с гражданами через свои сайты и социальные сети.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БЫТА
Коммуникация власти с гражданами через цифровые сервисы уже доказала свою эффективность. Директор IT-компании «Философт» Иван Власов считает, что в ближайшее время мы увидим более глубокое проникновение технологий в нашу жизнь, а Москва станет «умным» городом. «Уже сейчас появляются первые «умные» жилые комплексы, «умные» кварталы и поселки, а скоро Москву можно будет считать «умной» экосистемой. Развитие городов станет следствием широкого применения технологий «умного» дома. Единая цифровая система появится в каждом районе. И эта технологичная среда будет объединять не только жителей и управляющую компанию в рамках одного жилого комплекса, но также и социальные, и транспортные объекты, коммерцию с ее сервисными функциями. «Умный» город – это безопасный город, где возможности видеоаналитики позволяют оповещать жителя об открытом окне или о повреждении автомобиля во дворе», – рассказал Иван Власов.

ПРОЕКТИРУЕМ ВМЕСТЕ
Одним из важных трендов последних лет стало так называемое соучаствующее проектирование, когда жители, локальные сообщества, представители бизнеса совместно с урбанистами и градостроителями создают общественные пространства. Гульнара Сафарова, глава компании UNK landscape, занимающейся проектами по благоустройству, отметила, что чувство сопричастности позволяет совершенно иначе оценивать результаты труда и считать двор, улицу, площадь по-настоящему своими, а к своему человек всегда относится более трепетно и бережно. «В Москве была проведена программа «Мой район», где местные жители смогли принять участие в проектировании дворов. Архитекторы разбирались в пожеланиях жителей, обсуждали идеи, показывали процесс проектирования, позже представляли результат. И жители очень активно принимали участие в этой программе», – рассказала Сафарова. Она также подчеркнула, что еще больше активности жители проявляют в случае «негативного опыта»: они быстро реагируют на появившиеся на местной дороге ямы, сломавшееся детское или спортивное оборудование, некачественный уход за озеленением или недостаточную освещенность. Благодаря цифровизации город получает большое количество обратной связи от жителей, что благоприятно сказывается на качестве оказания услуг.
Как отметила Сафарова, основной тренд благоустройства дворовых территорий – максимальное озеленение. Сегодня в Москве сделана ставка на разнообразие растений. «Согласно сегодняшним нормам на одного человека необходимо 16 кв. метров зеленых насаждений, и если в некоторых районах этот процент покрывается с запасом, то в ЦАО он заметно ниже. Поэтому сегодня активно обсуждается вопрос использования экотехнологий в строительстве, в том числе массового озеленения крыш. Такой пункт содержится в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, рассчитанной до 2030 года. Минстрой должен проработать этот вопрос к 2024 году», – добавила она.

МОСКВА – МОЙ ГОРОД
Какие бы технологии ни применялись, ядром изменений всегда будет человек. Так считает и активный пользователь городских сервисов Сергей, который уже на протяжении многих лет старается улучшать город и делать его более комфортным как для других, так и для себя. «Очень круто, что есть такие инструменты. После моих обращений ремонтировали дороги, заделывали ямы, закрашивали граффити, чинили светофоры и фонари, убирали опасные конструкции и т.д. До сих пор не были решены только две проблемы: потолок в переходе между станциями метро «Арбатская» и «Библиотека им. Ленина» все никак не починят и лифты не запускают на станции метро «Щёлковская», – поделился он. Мужчина отметил, что сообщает о проблемах не только своего района, но и частенько фиксирует нарушения в других местах. Сергей считает, что улучшать жизнь города – обязанность и ответственность каждого гражданина. Если бы каждый придерживался позиции «Москва – мой город», то и мусора, и вандализма было бы меньше, и разбирались бы с подобными вопросами куда быстрее.

К сожалению, некоторые даже пальцем не пошевелят, чтобы что-то сделать. «Я, наверное, отправил уже сотни обращений, в то время как некоторые мои знакомые жалуются на разруху и даже одно обращение отправить ленятся. В итоге что-то меняется к лучшему только благодаря единицам сознательных граждан. У меня есть определенные претензии к властям города, однако то, как они наладили коммуникацию и механизм решения городских проблем, вызывает лишь уважение», – заключил он.
По мнению Сергея, жителей столицы надо со школьной скамьи приучать работать с соответствующими сервисами, например, в рамках уроков по обществознанию.

ЕЛЕНА ТРУБИНА, руководитель проектов бюро Atlas:

Регулярное освещение большинства процессов в районе делает коммуникацию между администрацией и горожанами более открытой, показывая важность и нужность проведения тех или иных работ. Переход из офлайн-формата сбора жалоб и предложений в онлайн позволил большему количеству небезразличных людей сообщать о нарушениях, а значит, агрегировать больше процессов по улучшению города. Например, сейчас стало меньше ржавых поломанных скамеек после зимнего сезона, потому что благодаря онлайн-реагированию горожан на проблемы в столице власти стали более ответственно подходить как к выбору производителей, так и соблюдению технологий производства. 

Теги: #