Революция в такси: новый закон сделает поездки ультрадорогими - Московская перспектива
Революция в такси: новый закон сделает поездки ультрадорогими

Революция в такси: новый закон сделает поездки ультрадорогими

Революция в такси: новый закон сделает поездки ультрадорогими
Революция в такси: новый закон сделает поездки ультрадорогими mos.ru
В России приняли закон, по которому с 2026 года в такси можно будет использовать только локализованные автомобили. Это значит, что большую часть иномарок выведут из обращения, а парк нужно будет обновлять за свой счет. Закон ударит по водителям и таксопаркам: отрасль ждут отток машин, рост цен и возрождение «бомбил».

С 1 марта 2026 года в России вступит в силу закон, который ограничит выбор автомобилей для работы в такси. Отныне таксопарки и частные водители смогут использовать только машины, произведённые в России и набравшие достаточное количество баллов по системе оценки локализации. Закон приняли сразу во втором и третьем чтениях — несмотря на критику со стороны отрасли.

Что меняется
Закон обязывает использовать в такси только автомобили, произведённые в России, при этом уровень их локализации должен превышать 3200 баллов. Эта система оценки аналогична той, что применяется при госзакупках. Новые правила распространяются на все регионы, но для некоторых предусмотрены отсрочки:
- Калининградская область и Сибирь — с 1 марта 2028 года
- Дальний Восток — с 1 марта 2030 года

Ранее законопроект приняли в первом чтении в январе 2024 года. Его авторами стали глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Какие машины можно будет использовать
В окончательной редакции закона появилось уточнение: до 1 января 2033 года в качестве такси также можно будет использовать автомобили, произведённые в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Главное условие — контракт должен быть заключён с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. После этой даты включение машин по СПИКу в реестр такси возможно только при согласовании с правительством.

СПИК — это механизм, при котором автопроизводитель обязуется внедрить технологии и локализовать производство, а государство предоставляет ему поддержку: налоговые льготы, аренду земли на особых условиях и т. д. В этот период были заключены, например, соглашения с «Москвичом» и «Моторинвестом». С 2033 года основным критерием допуска автомобиля к работе в такси станет только уровень локализации не менее 3200 баллов.

Этим требованиям соответствуют:
- Lada: Granta, Vesta, Iskra, Aura
- Москвич: Москвич-3 и Москвич-6
- XCITE: X-Cross 7 и X-Cross 8
- Evolute: i-PRO и i-JOY (Липецкий завод)
- Chery (бренд Tenet, завод «АГР», бывший Volkswagen)
- Exeed (завод «Автодом», бывший Mercedes-Benz)
- Будущие модели Changan и «Группы ГАЗ»
- Omoda, Jetour, Kaiyi и BAIC (завод «Автотор», Калининград)

Бизнес не услышали
Закон о локализации машин для такси обсуждали больше года — первое чтение прошло ещё в январе 2024-го. За это время документ получил немало критики от профессионального сообщества. Предприниматели, агрегаторы и эксперты предупреждали: закон в текущем виде может нанести серьёзный удар по отрасли. Но ко второму и третьему чтениям ни одна из предложенных поправок так и не была учтена.

«Отрасль крайне удивлена принятием сразу во втором и третьем чтениях законопроекта, к текущей редакции которого у бизнеса и экспертного сообщества было множество претензий, которые мы неоднократно озвучивали», — говорит исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская.

Главная претензия — балльная система оценки автомобилей, которая в госзакупках ещё уместна, но в коммерческой сфере — спорное решение. «Такси не участвует в программе госзакупок, это полностью коммерческая отрасль, поэтому попытки применить балльную систему к отрасли юридически некорректны», — поясняет Лозинская. По её словам, закон приведёт к тому, что часть перевозчиков уйдёт в тень, другие — закроются или сменят вид деятельности. А дефицит машин на рынке такси вызовет рост цен и нагрузку на общественный транспорт.

Национальный совет такси направил в комитет Госдумы по транспорту целый список предложений: исключить самозанятых, разрешить регионам самим регулировать требования, отменить баллы. Но ни один из этих пунктов в итоговом тексте закона так и не появился. «Очень много сегодня в ГД говорилось о поддержке отечественного автопрома и очень мало — о поддержке отечественной отрасли такси. Поддержка автопрома не должна идти в ущерб доступности и качеству услуг для граждан», — подытожила Лозинская.

Поездки подорожают
Исследование Аналитического центра при правительстве показывает, к чему приведёт закон. В отрасли может остаться без работы до 507 тысяч человек. В основном это частично занятые водители и те, кто работает на личных авто. Чтобы соответствовать новым требованиям, многим придётся заменить машину. Средняя стоимость такой замены — около 471 тысячи рублей. Срок окупаемости — до 16 лет, если не учитывать инфляцию и рост тарифов. При этом новые машины, которые соответствуют закону, стоят в среднем в 2,1 раза дороже подержанных.

«Уже сейчас от пассажиров поступают многочисленные жалобы на возросшие цены такси», — отмечает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. По её прогнозу, новая волна подорожания придёт весной 2026 года. В регионах рост будет постепенным, но в Москве он станет заметным сразу из-за более частого обновления автопарков. Кроме того, по её словам, водители начнут массово уходить в доставку, где подобных требований нет. Это приведёт не только к росту цен, но и к тому, что ждать машину придётся дольше. «Такси больше не будет приезжать к нужной точке за пять минут. В итоге это окажет негативное влияние на мобильность населения», — говорит Зарипова.

Снижение качества и безопасности
Свою оценку дал и профсоюз. Зампредседателя объединения «Таксист» Андрей Попков считает, что новые правила приведут к ухудшению качества такси. «Ни по надёжности, ни по комфорту, ни по безопасности автомобили, подходящие под новые требования, не тянут на 2025 год», — заявил он. Попков уверен: такси нуждается в отдельном, адаптированном автомобиле, который бы учитывал и пробег, и требования водителей, и интересы пассажиров. Сейчас такого предложения на рынке просто нет.

Что думают агрегаторы
Критика прозвучала и от самих агрегаторов. В компании «Максим» считают, что закон приведёт к росту теневого извоза, банкротствам компаний и ухудшению качества услуг. «Проект закона усложнился бюрократическими, непонятными совершенно баллами и СПИКами. На наш взгляд, единственный критерий должен быть такой: автомобиль произведён на территории РФ», — пояснили в пресс-службе.

По их словам, закон нельзя применять к личным автомобилям самозанятых, которые подрабатывают в такси. «Большая часть водителей использует машину для семьи, а подработка — лишь часть дохода. Лизинг физлицам недоступен, а кредит под такие условия не окупится», — добавили в компании.

Управляющий директор сервисов «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко также считает, что водители откажутся от перехода на отечественные автомобили. «Таксопарки будут покупать новые машины, но водители не будут пересаживаться на отечественный автопром, поскольку на рынке будет достаточно старых машин, к которым все привыкли», — говорит он. Кроме того, по его словам, водители не хотят работать на этих машинах — они неудобны, а пассажиры всё чаще отказываются от поездок на отечественных моделях. «Таксопарки не будут брать на себя эту финансовую нагрузку, не будут их покупать и станут “выкатывать” старые автомобили», — резюмирует Коваленко.

Опасения и прогнозы
О возможных рисках ранее предупреждал Российский союз промышленников и предпринимателей. В феврале 2025 года РСПП направил в Госдуму и администрацию президента свои замечания. В аналитике НИУ ВШЭ говорится, что потери бюджета от принятия закона могут составить до 350 миллиардов рублей за три года.

Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» просил исключить из-под действия закона самозанятых и ИП, которые используют машину в личных целях и не могут позволить себе замену. Руководитель союза Владимир Корнеев назвал вред от закона очевидным: «Таксопарки вынуждены регулярно обновлять машины по лизингу. Но китайские авто выхаживают пробег вдвое меньше. Стоимость аренды вырастет до 4000–5000 рублей в день. Это автоматически приведёт к росту цен минимум на 40%. И это ещё без учёта инфляции».

Эксперты аналитического центра при правительстве считают, что смягчить последствия можно, если разрешить использовать автомобили, произведённые в России до 2022 года. Это позволит сохранить работу как минимум 240 тысяч водителей, которые сейчас работают на личных авто.

Теги: #